Психологические особенности женщины-руководителя
Министерство образования РФ
Калининградский Технический Колледж
К У Р С О В О Й П Р О Е К Т
«Психологические особенности
женщины-руководителя»
КП98.060201.000ПЗ
Разработала студентка
группы 398РМ
Баснева Анна
Проверил преподаватель
Афонская В.С.
2000 г.
Содержание
| |стр. |
|Введение |3 |
|1. Формирование деловой женщины. | |
|1.1. Характерные психологические черты современной женщины |6 |
|1.2 Образ деловой женщины |7 |
|2. Женщина-руководитель на работе и дома. | |
|2.1. Быть или не быть? |8 |
|2.2. Как становятся руководителем |11 |
|3. Качества и стиль женского руководства. | |
|3.1. Мужчины о руководителе-женщине |13 |
|3.2. Женщина оценивает женщину |14 |
|3.3. Каков же идеальный портрет «леди-босс»? |15 |
|4. Особенности женского мышления. |16 |
|Заключение |20 |
|Список использованной литературы |21 |
Введение
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) –
наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой
формы жизнедеятельности.
Психология управления как наука продуцирует психологические знания,
применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового
коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких
как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем
рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической
психологией.
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее
объектом является организованная деятельность людей. Организованная
деятельность - это непросто совместная деятельность людей, объединенных
общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность
людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам
этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии
с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и
корпоративными требованиями.
Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают
особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в
организации, - это управленческие отношения людей.
Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения
людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной
деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения
составляют организованную совместную деятельность, делают ее
организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а
отношения, образующие совместную деятельность.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как
элемент целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может
быть понятым.
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и
коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без
которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
В отличие от социальной психологии, в психологии управления, актуальна
не проблема соответствия работника его профессии, не проблема
профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема
соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и
их ориентации в отношении особенностей данной организации.
Объект изучения психологии управления составляют люди, входящие в
финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации,
деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.
Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в
известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психо-
логи Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета
психологии управления:
> социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;
> психология деятельности руководителя;
> психология личности руководителя;
> психологические проблемы подбора руководящих кадров;
> психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих
кадров.
Психологи В.Ф. Рубахин и А.В. Филиппов в предмет психологии управления
включают:
> функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
> социально-психологический анализ производственных и управленческих
коллективов и взаимоотношений в них людей;
> психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и
подчиненными и другие.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии
управления - это совокупность психических явлений и отношений в
организации, в частности:
> психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
> психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
> психологические проблемы лидерства;
> проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений
и т.д.
Можно утверждать, что в предмет изучения психологии управления
органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство,
психологический климат, психология общения и т.п.), психологические
проблемы трудовой деятельности (например, психические состояния в рамках
трудовой деятельности), общей психологии (психологическая теория
деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных
направлений психологии.
Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство
в отношении представления о наиболее актуальных для организации
психологических проблем. К их числу относят следующие:
> повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех
уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного
общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга,
преодоление стрессов и другое;
> повышение эффективности методов подготовки и переподготовки
управленческого персонала;
> поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
> оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
> оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение
персонала вокруг целей организации.
Психология управления как наука и практика призвана обеспечить
психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их
психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки
для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем
сферы управления, к которым следует отнести:
> понимание природы управленческих процессов;
> знание основ организационной структуры;
> четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по
уровням ответственности;
> знание способов повышения эффективности управления;
> знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для
управления персоналом;
> умение устно и письменно выражать свои мысли;
> компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки
специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и
межличностных взаимоотношений среди работников организации;
> способность планировать и прогнозировать деятельность организации с
использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
> умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и
повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых
изменений в будущем;
> развитое представление об особенностях организационного поведения,
структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.
Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-
руководителя, анализ влияния организации на социально-психологическую
структуру и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют
актуальность моей работы подтолкнувшие меня к более тщательному изучению
психологии управления.
1. Формирование деловой женщины.
1.1. Характерные психологические черты современной женщины.
В проведённых Научным центом исследованиях, опрошенные женщины
отметили, что работа позволяет им проявлять творчество, инициативу,
вызывает уважительное отношение со стороны знакомых, друзей,
родственников. Но эти престижные последние моменты имеют малое
значение. Настораживает и даёт пищу для размышлений тот факт, что
для женщин мотивы труда являются как бы внешними, труд в меньшей
степени является самоценностью.
На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает
её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает
выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт
трудности в работе. Около 1/3 опрошенных указали на большую нервную
нагрузку, 14% работниц и 19% служащих отметили усталость, вызываемую
домашней работой и болезнью детей.
Таким образом, собственно профессиональные трудности отступают
перед чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда и
усталость, и нервное постоянное напряжение, боязнь не успеть, не
справиться и т.п. Разумеется, все эти приводящие обстоятельства
затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную
деятельность.
Попробуем обобщить те психологические черты, которые
характеризуют современную женщину.
Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих