преимущество: им не надо было «пробиваться» наверх. С первого дня они
были шефами и поэтому могли позволить себе быть одновременно и
руководителем, и женщиной. Наше так часто критикуемое капиталистическое
общество имеет огромное преимущество; каждый прилежный и
ориентированный на успех человек может и без капитала стать
самостоятельным и преуспеть в собственном деле!
3. Качества и стиль женского руководства.
Авторы управленческой литературы настолько привыкли «танцевать от
мужчины», что продолжительное время всякие попытки определить качество и
стиль женского руководства рассматривались как ненужные. Типичным
аргументом был тезис, что руководителям и того и другого пола приходится
одинаково вертеться. Но мужчины и женщины играют по-своему.
3.1. Мужчины о руководителе-женщине.
С настоящее время в науке управления сформулировано свыше 80
положительных качеств, каждое их которых имеет свою противоположность. При
этом не следует абсолютизировать саму последовательность качеств: это -
на первом месте, другое – на втором и т.д. У каждого человека свое
восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают
обобщенный образ со
своим набором свойств.
На первое место мужчины ставят женственность, хорошую внешность,
обаяние. Мужчины не любят в женщине вообще, а в женщине-руководителе
особенно неряшливость, неопрятность. Им не нравятся безвкусно одетые
женщины, не знающие меры в косметике, украшениях.
Для руководителей выпускаются самоучители по мимике, жестам, улыбке,
деловой речи и одежде, этикету общения. Эти атрибуты руководства очень
важные. Кстати, правила этикета женщина хорошо чувствует интуитивно.
Вторая группа наиболее ценимых качеств у женщины-руководителя –
компетентность (знание дела) и деловитость. Под деловитостью понимаются
целеустремленность, практичность, организованность, доведение начатого до
конца, единство дела слова и дела, обязательность, работоспособность.
Некоторые проявления деловитости связаны с женской психологией и
физиологией. Например, работоспособность. Мужчина, много работая, не умеет,
как правило, расслабляться. Женщина в принципе лучше владеет сменой ритма
на рабочем столе и темпа труда, различными приемами для снятия напряжения,
среди которых, особенно в критических ситуациях занимают … слезы, исповеди,
а то и просто разговор по душам.
Учитывая, что руководителю приходится много и постоянно иметь дело с
самым сильным раздражителем – человеком и что его профессия одна из
наиболее рискованных в психо-физическом отношении, способность снимать
напряжение входит в число профессиональных умений.
Если обобщить мнения мужчин и женщин, то наилучший женский стиль
руководства - в гибком соединении доброты и строгости, женственности и
деловитости, спокойствия и требовательности, мягкости и воли.
От мужчины ждут решения вопросов при их понимании, а от женщины –
сначала понимания, потом решения.
Антипод деловитости – бюрократизм, волокита. Считается, что
руководитель женщина способна больше сострадать, сопереживать. Поэтому-то
мужчине легче превратиться в бюрократа.
Третья группа качеств – умение общаться с людьми.
Представители сильного пола терпеть не могут, когда женщина-
руководитель, копируя далеко не лучших мужчин, грубит, кричит, бранится.
Самое лучшее – оставаться собой, не терять то хорошее, что присуще твоей
природе.
Особое качество руководителей-женщин – эмоциональность. Мужчины
понимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные методы они не
воспринимают. Однако есть женщины, которые умеют своей эмоциональностью
управлять, держать в узде естественное желание распалиться в острой
ситуации.
3.2. Женщина оценивает женщину.
Женщина оказалась более строгим судьей.
Её также привлекают женственность, обаяние хороший внешний вид.
Причем женщине свойственно видеть технологию и финансовую сторону
создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и проигрышные
моменты. Если женщина внешне опускается, мужчина лишь констатирует это.
Женщина же старается понять, почему так произошло, ищет глубокие внутренние
причины.
Женщины очень высоко оценивают умение общаться с людьми и умение
создавать дружный, сплоченный коллектив.
Руководитель, умеющий общаться с людьми, вовсе не похож на доброго
дядюшку или мягкосердечную тетушку. Он может быть и жестким, и
требовательным, и резким. И подчиненные не считают, что общительность,
внимательность, корректность – лишь прием для обеспечения себе дешевого
авторитета.
Каждый руководитель имеет свой подчерк общения:
«Дама в белых перчатках» – внешне играет в порядочность,
уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижает
достоинства других «приличными методами».
«Холодно-высокомерная леди» – ее интересует только служба, и никаких
душевных состояний, она избегает неформального общения с подчиненными, не
проникается их заботами и потребностями, разговаривает свысока, всячески
подчеркивая свое руководящее превосходство, легко ранит словом.
«Жуткая сплетница». Случается, что о руководителе-женщине подчиненные
отзываются весьма неплохо. Но, подчеркивают они, очень портит ее слабость –
посплетничать, перемыть косточки, переворошить чужое грязное белье.
«Капризная барышня». Отличительная черта – замкнутость на себя,
обвинение всех и вся в злом умысле против нее, недоброжелательстве;
бестактность во взаимоотношениях с подчиненными, вечное недовольство
результатами их работы.
«Синий чулок». Отношение к этому типу руководителя неоднозначно. Это,
как правило, одинокая женщина категорично судит обо всем. Упорна и
работоспособна. Так как многое из типично женского не играет в ее жизни
ведущую роль, то на первом месте у нее работа, работа и еще раз работа,
которая заменяет ей все. В этом отношении она – идеальная деловая женщина,
своеобразно подтверждающая вывод о том, что профессия руководителя требует
большой отдачи, работоспособности и мужской способности отходить от
домашних дел.
Есть руководители с так называемым размазанным стилем, в котором не
проявляется или слабо сказывается их индивидуальность, самобытность.
Главные причины формирования такого стиля – попытка превратить себя в некий
идеал, подстройка под стиль вышестоящих руководителей.
3.3. Каков же портрет идеальной «леди-босс»?
Его нарисовали М. Хенинг и А. Жарден. Это яркая личность, она
женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически
активна,
решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей
несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать,
целеустремлённа, уверенна в себе, достойно реагирует на критику,
замечания и даже
оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли
(«руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»),
уверенна в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей.
И ещё одно немаловажное условие, а может быть, и самое важное:
проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении
жизненных целей может быть решена только совместными усилиями с
мужчинами. Женщина - лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже
противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно
оберегая свою территорию от соперника противоположного пола, тем
более что ранее, эта территория принадлежала ему. Это заведомо
бесперспективный ход, путём которого женщина - лидер лишает себя
«опыта предыдущего поколения», что неверно, по сути.
Врождённые качества - необходимое, но недостаточное условие для
настоящего лидера.
Ещё совет: вместо того, чтобы подолгу мусолить проблему, подолгу
анализировать её, надо смотреть в будущее, думать, как избежать
повторения ошибки в дальнейшем. Не надо также бояться говорить с
человеком прямо: любой откровенный разговор только прибавит вам
очков. Быть руководителем в России - двойная ответственность. К
сожалению, культура отношений между начальником и подчинённым здесь,
мягко говоря, отличается от западной модели.
4. Особенности женского мышления.
> Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять
лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для
запланированной карьеры это слишком поздно!
> Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того чтобы что-то предпринять
самим, они позволяют событиям идти своим чередом.
> Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является
их самореализация. В результате такой «эгоцентричности» они перестают
интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими,
скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии,
возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают
каких-либо лояльных взаимных отношений, зависимостей отношений типа «ты
- мне, я – тебе», взаимной полезности, протекций, возникающих между
сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей
деятельности мужчинами.
> Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины
же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.
> Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими
представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как продвижение по
службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую
работу и
карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является
исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить
только сама женщина.
> С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы,
по меньшей мере, суметь прокормить семью. Только незначительная часть
женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них
пытается найти кого-то, кто будет их содержать. Разница в настрое и
направлении мышления, вытекающая из различных представлений,