Упраление персоналом

Упраление персоналом

Лекция № 2. Методология управления персоналом. ( 2 часа)

Вопросы:

1. Концепция управления персоналом.

2. Принципы и методы построения системы управления персоналом.

3. Методы управления персоналом.

Вопрос 1. Концепция управления персоналом.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей

управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой

организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным

развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами

выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации

является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению

работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и

переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы

подготовки кадров или отделы технического обучения

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни

координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами

организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники

безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые

выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в

организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом

организации приведена на рис. 2.1.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный

статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не

выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных

условий его работы.

В их числе такие важнейшие, как:

. социально-психологическая диагностика;

. анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений

руководителя и подчиненных, управление производственными и

социальными конфликтами и стрессами;

. информационное обеспечение системы кадрового управления; управление

занятостью;

. оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового

потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров;

. планирование и контроль деловой карьеры;

. профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

. управление трудовой мотивацией;

. регулирование правовых вопросов трудовых отношений;

. соблюдение требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.

Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи

рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись

на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время

составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных

установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами,

стоящими перед организацией.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменения экономической и

политической систем одновременно несут как большие возможности, так и

серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят

значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в современных социально-экономических условиях

приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый

спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личностного

фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупненно

можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей в организации.

Первый — иерархическая структура организации, где основное средство

воздействия — это отношения власти-подчинения, давление на человека сверху

с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй — культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой

людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые

регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не

иначе без видимого принуждения.

Третий — рынок — сеть равноправных отношений, основанных на купле-

продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов

продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия — понятия достаточно сложные и на практике редко

реализуются в

отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик

экономической ситуации в организации.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического

управления, жесткой системы административного воздействия, практически

неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям,

отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому

необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Главное внутри организации — работники, а за пределами — потребители

продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к

начальнику, к прибыли, а не к расточительству, к инициатору, а не к

бездумному исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на

здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдет

на второй план, уступая место культуре и рынку.

Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе

традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной

платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб

заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по

управлению трудовыми ресурсами в организации. В связи с этим они начинают

расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к

разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению

профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка

трудовых ресурсов и т.п.

Безусловно, структура службы управления персоналом во многом

определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой

продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению

персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных

формируются самостоятельные структурные подразделения по реализации

функций.

В ряде организаций формируются структуры управления персоналом,

объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению

персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами.

На рис. 2.2 приведен состав функциональных подсистем системы управления

персоналом организации, объединяющих однородные функции, носителями которых

являются различные подразделения по работе с кадрами.

В зависимости от размеров организаций состав подразделений меняется: в

мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких

подсистем, а в крупных — функции каждой подсистемы, как правило, выполняет

отдельное подразделение.

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет

сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение

кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и

социального развития.

В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом

организации. В качестве базы для ее построения используются принципы, т.е.

правила, а также методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Вопрос 2. Принципы и методы построения системы управления персоналом

Различают две группы принципов построения системы управления персоналом

в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы

управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития

системы управления персоналом (табл. 2.1).

Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во

взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования

системы управления персоналом организации.

Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния

действующей системы управления персоналом организации, построения,

обоснования и реализации новой системы (табл. 2.2).

Раскроем сущность некоторых из методов.

Системный анализ служит методическим средством системного подхода к

решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный

подход ориентирует исследователя на изучение системы управления персоналом

в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной

структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов

управления людьми, технологии управления, управленческих решений;

на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и

внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для

управления персоналом являются не только другие подсистемы системы

управления данной организации (например, подсистема управления внешними

хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и

потребители, вышестоящие организации и т.п.).

Таблица 2.1

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ

|Наименование принципа |Содержание принципа |

| | |

|1 |2 |

| |

|Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом |

|Обусловленности функций |Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с |

|управления персоналом |потребностями и целями производства. |

|цепями производства | |

|Первичности функций |Состав подсистем системы управления персоналом, организационная структура, требования к |

|управления персоналом |работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций |

| |управления персоналом. |

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты