Зарубежный опыт подготовки государственных служащих как условие эффектиной реализации их экономических и социальных функций

префектур, 3200 мэров. В Академии государственной службы проходят

переподготовку и повышение квалификации более тысячи госслужащих префектур

и муниципалитетов в год.

Высокая результативность труда государственных служащих во многом

обеспечивается созданием действенных систем их мотиваций и прежде всего

оплаты труда. Система оплаты труда госслужащих строится следующим образом.

Размер заработной платы (оклада) определяется двумя показателями: градацией

(разрядом) соответствующей должности (квалификации) работника и ступенью,

определяемой возрастом (стажем) сотрудника. В разрабатываемых типовых

сетках по оплате труда госслужащих 11 градаций и 32 ступени. Учет

результатов работы госслужащего осуществляется периодичностью (скоростью)

перевода его из одной градации в другую.

Следующая, более высокая ступень по оплате труда присваивается через

каждый год (максимум два) работы. Например, госслужащий по своей должности

имеет 6-ю градацию, а по стажу работы — 21-ю ступень. Тогда его должностной

оклад в месяц составит 410,2 тыс. иен. Через год он перешел на 22-ю

ступень. Должностной оклад увеличивается до 414,3 тыс. иен (см. табл. 2).

Оплата труда государственных служащих, имеющих уровень градации выше 11-го,

производится по другой сетке (это министры, заместители министров,

начальники департаментов и их заместители некоторых министерств Японии). С

учетом японского опыта можно совершенствовать 18-разрядную Единую тарифную

сетку (ETC), по которой в России оплачивается труд работников бюджетной

сферы (учителей, медиков, ученых и т.д.). Для этого внутри каждого разряда

целесообразно ввести ступени, дифференцирующие размеры оплаты труда в

зависимости от фактических результатов работы бюджетников. Тогда у

работников будет больше заинтересованности в качественных результатах

труда, более полной реализации своих физических и интеллектуальных

способностей.

Для государственных служащих Японии, так же как и для работников

частного сектора, кроме оплаты труда предусмотрены выплаты некоторых видов

пособий (семейное пособие, в том числе на детей; транспортное пособие или

оплата стоимости бензина личного автомобиля; региональные пособия; пособия

за особые условия труда). Пять должностных окладов в год выплачивают в виде

бонусов (0,8 — в марте, 2 — в июле, 2,2 — в декабре).

Ежегодно Управление по делам персонала изучает уровень оплаты труда

госслужащих по всем градациям и ступеням с учетом их квалификации,

образования и т.д. по сравнению с заработками работников производственного

(частного) сектора. Для этого обследуются частные предприятия с

численностью работающих более 100 человек. В Японии всего свыше 4 млн.

предприятий, из них для корректировки уровня оплаты труда государственных

служащих изучается 38 107 предприятий (производственных единиц). В

соответствии с Законом о статистике частный сектор обязан предоставить

достоверную информацию по заработной плате сотрудников, так как от этого

зависит динамика оплаты труда госслужащих.

Эти данные публикуются в печати, сравниваются с уровнем оплаты труда

на ГС, и она приводится в соответствие с ними. Таким образом, уровень

оплаты труда госслужащих прямо пропорционально зависит от оплаты труда в

производственном секторе. Думается, что это вполне разумно и научно

обоснованно. Логика рассуждений здесь следующая: в конечном счете основная

задача госслужбы — через экономический рост обеспечить высокие заработки и

достойный уровень жизни населения. Если растет зарплата в производственной

сфере, значит, увеличиваются макроэкономические показатели страны (ВВП, ВНП

и т.д.), поскольку оплата труда работников предприятий тесно связана с

конечными производственными результатами. Следовательно, есть экономическая

и моральная основа для адекватного повышения окладов государственным

служащим, которое утверждается решением парламента. Если, наоборот,

заработная плата работников производственного сектора сокращается, то

соответственно делаются пересчеты в сторону уменьшения окладов госслужащих.

4. Подготовка и переподготовка работников

государственного и муниципального

управления в Германии

Специфика подготовки и переподготовки работников государственного и

муниципального управления в Германии определяется особым статусом чиновника

и условиями его продвижения по службе. Немецкий чиновник обладает

пожизненным статусом и является представителем особого сословия. Лишь в

немногих областях чиновничья должность, например бургомистра, является

временной. Начальник может уволить чиновника только в случае совершения им

служебного проступка, и то после официального расследования и вынесения

приговора дисциплинарным судом. Особо регулируются служебные правоотношения

"политических служащих", т.е. высших чиновников-министров, заменяемых при

смене правящих партий.

Чиновники федерального уровня, земель и общин принадлежат к различным

рангам (высшему, повышенному, среднему и низшему). Для каждого ранга

предусматриваются определенные образовательный ценз и стаж работы.

Чиновники низшего и среднего ранга (шоферы, вахтеры, секретари,

стенографистки, служащие вспомогательных служб) обычно выполняют сугубо

вспомогательные функции и, строго говоря, не являются чиновниками в нашем

понимании. Служащие рангом выше должны иметь как минимум высшее образование

и пройти 3 года подготовительной службы. Чиновники высшего ранга—

университетское образование и 2 года подготовительной службы.

В Германии есть ряд высших учебных заведений, готовящих кадры для

госслужбы. Это прежде всего Федеральная высшая школа государственного и

муниципального управления и соответствующие земельные высшие школы,

Федеральная академия государственного управления Министерства внутренних

дел. В Федеральной высшей школе работают факультеты общей администрации,

внешних сношений, администрации бундесвера, железнодорожного дела,

общественной безопасности, почты, социального страхования. Только

перечисление факультетов дает представление о том, что понятие "госслужба"

в Германии имеет достаточно широкие рамки, и подготовка чиновников

охватывает все отрасли, принадлежащие государству. Обучение в Федеральной

высшей школе длится 3 года, из них 1,5 года занимает учеба в аудиториях,

1,5 года-практика на местах. Из 314 германских вузов подготовкой

управленческих кадров для госслужбы занимаются 26 учебных заведений. В

университетах обучаются 76% общего количества германских студентов, а в

высших школах по подготовке управленческих кадров — 3-5%.

Наряду с вузами, занимающимися первичной подготовкой госслужащих

повышенного ранга, в Германии имеется система учебных заведений, в которых

проходят подготовку и повышение квалификации работающие чиновники

госслужбы. Центральное место в этой системе занимает Федеральная академия

государственного управления при Министерстве внутренних дел Германии. Она

расположена в Бонне, ее филиал — в Берлине. Занятия проводятся последующим

основным направлениям:

• компенсирующие курсы, в рамках которых осуществляется углубленная

подготовка по смежным видам деятельности, например, юристы обучаются

экономическим знаниям, а экономисты — юридическим;

• курсы подготовки чиновников высшего и повышенного ранга, которые

впервые начинают работать на руководящих должностях, а также по

специальным программам для отдельных земель;

• семинары, имеющие целевое назначение (функциональные и предметные

области деятельности чиновников, повышение квалификации в связи с

работой в международных организациях, с объединением Германии и др.);

• курсы и семинары в соответствии с деятельностью фондов и международных

организаций (Германский международный фонд развития, Европейское

сообщество и т.д.).

Повышают квалификацию в Академии в общей сложности более 10 тыс.

человек в год. Общая направленность обучения связана не с простой передачей

знаний, а с формированием определенного образа мышления и поведения,

характерного для конкретного ранга чиновников. В соответствии с этим

значительное время в период повышения квалификации отводится изучению

реальной практики (стажировка за рубежом и на конкретных рабочих местах), а

также использованию активных методов обучения, реализуемых модераторами

(преподавателями, которые организуют свободные дискуссии, мозговые атаки,

круглые столы, направленные на формирование коллективного решения проблем).

Подготовка и переподготовка работников государственного и

муниципального управления Германии в целом представляет собой

последовательную, жесткую, законченную систему. Однако механический перенос

ее в нашу страну практически невозможен.

Во-первых, в отличие от Германии в России отсутствует исторически

сложившийся клан чиновников с определенным профилем и уровнем образования

(университетское юридическое образование).

Во-вторых, в Германии существует отработанная, развернутая во времени

система обучения и повышения квалификации кадров, которая не отвечает

задаче единовременной массированной подготовки или переподготовки кадров.

В-третьих, в Германии акцент сделан на юридическую подготовку, которая

наиболее полно отвечает реальному положению дел в административном

управлении Германии.

ВЫВОД:

В современных же условиях России важно формирование ситуационного

мышления и соответствующее обучение навыкам, приемам и методам,

базирующимся на фундаментальных знаниях основ рыночной экономики.

В-четвертых, в переходный период в России практически невозможно

построить жесткую систему разрядов, чинов и регламентации в процессе

карьерного продвижения по службе, как это сделано в Германии, а

следовательно, и соответствующую систему переподготовки и повышения

квалификации работников госслужбы. Поэтому крайне важно ускорить разработку

многофакторной модели чиновника российской госслужбы (в том числе по

уровням). Без этого целенаправленно формировать систему обучения

госслужащих практически невозможно. На мой взгляд, от экономического

развития зависит благосостояние всего общества в России. Очень интересная

система оплаты труда государственных служащих действует в Японии. Такой

подход гарантирует заинтересованность государственных служащих в

эффективном управление экономикой. Возможно это и позволило такому не

большому островному государству достичь столь высокого уровня развития.

Конечно, следует учесть и высокий уровень коррупции Российского

чиновничества, который на сегодняшний день абсолютно не заинтересован в

улучшении благосостояния народа. Возможно, российское законодательство, в

котором не трудно найти изъяны, касающиеся чиновничьего аппарата и его

функционирования, способствует процветанию коррупции, а следовательно и

ухудшает уровень исполнения государственными служащими своих экономических

и социальных функций. Так как в РФ нет сложившегося клана чиновников, то

необходимо его создавать, при помощи повышения квалификации и

переподготовки работников государственного и муниципального управления,

заимствуя интересные эпизоды подготовки кадров индустриально развитых

стран.

Список литературы:

1. Handbook on Japan's civil service statistical overview. January 1996.

2. Волгин Н. А. "Германия: Эффективное решение социально-трудовых

проблем." // Человек и труд.; 1995 г. №4

3. Волгин Н. А., Марголин А. М., Половинкин П. Д. "Экономические функции

института государственной службы и механизм их реализации в рыночных

условиях." М., изд-во РАГС, 1997 г.

4. Волгин Н. А. "Японский опыт решения экономических и социально трудовых

проблем." М., Экономика 1998 г.

-----------------------

[1] Раньше, начиная с XIX в., на ГС принимали прежде всего тех, кто вносил

особый вклад в победу правящей партии на парламентских выборах. Это

называлось "охотой за официальной должностью". Однако в результате на

госслужбе оказывались чиновники без соответствующего образования,

необходимых знаний и т.д.

[2] Аналогичной структурой в России является Российская академия

государственной службы при президенте Российской Федерации.

-----------------------

Экономическая политика государства и ее составляющие

Структурная политика

Антимонопольная политика

Инвестиционная политика

Промышленная политика

Аграрная политика

Научно-техническая политика

Внешнеэкономическая политика

Налоговая политика

Финансово-кредитная политика

Бюджетная политика

Ценовая политика

Социальная политика

(как производная и фактор реализации экономической политики)

Региональная экономическая политика

Микроэкономическая политика (предприятий, организаций и т.д.)

Экономические функции госслужбы в процессе подготовки экономической

политики

Экономические функции госслужбы в реализации экономической политики

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты