Дендизм в контексте культуры (литературные источники)
53
Министерство образования Российской Федерации
Российский Государственный Педагогический университет им.А.И.Герцена
Факультет философии человека
Кафедра этики и эстетики
Допустить к защите в ГАК
"____"_____________2004
___________________
Заведующая кафедрой
Проф. Валицкая А.П.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Дендизм в контексте культуры(литературные источники)
Автор работы Андреева Юлия Константиновна
Направление: гуманитарные знания
Профиль: культурология и философия
5 курс
Научный
руководитель Иванов В.Г. профессор _____________
Санкт-Петербург, 2004 г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………..4-5
I. Возникновение и развитие дендизма в XVIII - XІX вв.
1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы. Денди как культурно-аристократическая личность…………………..6-11
2. Развитие дендизма в России. Образ денди в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…………………………………...12-20
ІI. Отражение идей дендизма в литературе XІX века
1. Общая характеристика развития идей дендизма в литературе.
Понятие «модный» роман……………………………………........21-34
2. Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана (на основе романа «Адольф»)………………………………...35- 41
3. Трактовка принципов дендизма в творчестве Оскара Уайльда (на основе романа «Портрет Дориана Грея»)………………………………….42-45
Заключение……………………………………………………………………46-47
Список литературы……………………………………………………………48-50
Приложение……………………………………………………………………51-55
Введение.
Появление денди и дендизма относится к 18 веку. Казалось бы, что может быть актуального в рассмотрении данного вопроса? Да, в 18-19 веках наблюдается появление и наивысший расцвет такого культурного явления в жизни общества как дендизм. Но в настоящий момент утрачено истинное понимание этого уникального феномена культуры. Ведь в изучении этой проблемы можно выделить два направления: общее, относящееся к дендизму лишь как модному направлению, возникшему лишь в сфере моды. При этом сама личность денди не ставилась в центр изучения (исключение составил Д. Бреммель). Второе - более углубленное, рассматривающее «дендизм как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…» Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе/Пер. с фр. А.Райской. - М.: Независимая газета, 2000. - с.7.
.
На протяжении двух лет изучения этой темы я могу утверждать, что добилась некоторых результатов в исследовании дендизма, например, мне удалось скорректировать термины «денди» и «дендизм», выявить основные принципы поведения и мышления денди, переосмыслить эти понятия в этическом и эстетическом аспектах.
Целью же данной работы является осмысление принципов дендизма на основе литературных источников.
В связи с этим передо мной стоит ряд задач:
ь Раскрыть исторические особенности развития дендизма;
ь Зафиксировать место денди и дендизма в культуре;
ь Рассмотреть основные принципы мышления и поведения денди через призму литературы.
Результаты, полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области культуры.
Материалы работы могут оказать определенную помощь при углубленной разработке уроков истории мировой литературы, а также истории мировой культуры не только в школе, но в других учебных заведениях, где в программе существуют эти дисциплины.
І. Возникновение и развитие дендизма в XVIII - XІX вв.
1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы.
Перед тем, как начать рассмотрение явление дендизма в культуре и его отражение в литературе, я хотела бы представить некоторые определения данного феномена в различных источниках.
Так, в словаре иностранных слов дается следующая трактовка: «Денди - англ. (dandy) - изящный «светский» человек. Дендизм - 1) изысканность в одежде, манерах и обращении; 2) модное течение и литературное направление 19 в., отличавшееся изысканностью и представленное во Франции Барбе д'Оревильи, в Англии О.Уайльдом» Словарь иностранных слов. Под. ред. Т.М.Капельзона. - М.: Государственно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия», 1933. - с.353-354..
По свидетельству немецкого исследователя Отто Манна «первоначально дендизм, похоже, был лишь феноменом модного общества» Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни // Волшебная гора, №7 - М., 1998. - с.5..
Как видно в приведенных выше интерпретациях терминов денди и дендизм превалирует отношение к этому явлению как явлению поверхностному, не несущего за собой какой-либо серьезности. Лишь как к модному направлению ,возникшему в сфере моды. При этом сама личность денди не ставится в центр изучения, а тем более понимания.
Но понимание дендизма и денди не может сводится лишь к образу, который возникает у нас перед глазами в первые минуты «элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно смокинг, галстук-бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка...» Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, №3 - М., 2000. - с.2..
Значит ли это, что дендизм -- прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни? Нет, по словам теоретика дендизма Барбе д'Оревильи, дендизм нужно рассматривать «как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…» Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе/Пер. с фр. А.Райской. - М.: Независимая газета, 2000. - с.7..
Возникает в Англии в XVIII и начале XIX в. как форма борьбы аристократии с энергически наступающей буржуазией на арене быта, форм жизнеустройства и бытового уклада. Стремлению буржуа считаться с общепринятыми моральными нормами и художественными вкусами денди противопоставляет культ своеобразной личности, враждебной «тривиальности», «пошлости», тому, «что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется vulgar» Пушкин А.С. Евгений Онегин.М.: Художественная литература, 1986. - с.176. , семейственному комфорту, несколько грубоватому, типичному для нового господствующего класса -- утонченную изысканность внешности, манер и обстановки; его респектабельности и строго фарисейской нравственности -- аморальность и демонизм. Представители дендизма справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как щегольства, модничания, склонности к франтовству в одежде, как «искусства повязывать галстук».
Дендизм представлял собой подчас целое миросозерцание с определенным жизненным и практическим уклоном. Он окрашивал все существование своих приверженцев, отнюдь не сводясь к показному фатовству и проводя глубоко-консервативную идею о природном неравенстве людей в области изящного.
Важно так же отметить основные принципы поведения и мышления человека, относившего себя к денди:
ь Одежда всегда должна быть элегантной, но не заметной;
ь Всегда поступать неожиданно, так, чтобы ум, привыкший к игу правил, не мог, рассуждая логически этого предвидеть;
ь Стремление более удивлять, чем нравиться;
ь Направленность на романтический культ индивидуализма.
Но следует оговориться, что эти положения ни в коем случае не являлись каким-то каноном поведения, следуя которому можно стать денди. Если бы существовали четкие правила поведения, то все бы стали денди, а это невозможно. Основное правило дендизма - никаких правил! Независимость - прежде всего!
Вот из-за такой постановки себя в обществе и возникают проблемы коммуникации между денди и собственно обществом, в котором он находится. Но, следует отметить, что конфликт для него - один из возможных стилей общения. Денди может дойти до определенной точки и совершенно спокойно вернуться назад. Поэтому он весьма уверенно идет к этой точке, и строго чувствует момент остановки.
Денди в какой-то степени поддерживает жизнь общества: «происходит своего рода «обмен дарами», заключается негласный договор: денди развлекает людей, избавляя их от скуки, отучает от вульгарности, а за эти функции общество должно содержать денди, как политическая партия содержит своего оратора» Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе/Пер. с фр. А.Райской. - М.: Независимая газета, 2000. - с.10-15..
Посредством своей надменной дерзости, гипертрофированного чувства достоинства, а также чувства тщеславия и неожиданных поступков денди пытается «хотя бы временно вырваться из сферы глобальной социально-утилитарной зависимости, детерминированной конкретными жизненными условиями; пережить состояния личной свободы, гармонии и абсолютной полноты жизни» Бычков В.В. Эстетика : Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - с.15-69..
Рассмотрев основные особенности возникновения и развития дендизма, я хотела бы более подробно остановиться на первом и одновременно классическом представителе это явления, Джордже Брайане Бреммеле, которого называли щеголем Бреммелем по аналогии с «героями» моды во французском обществе.
Сферой жизни и деятельности Бреммеля было модное английское аристократическое общество его времени, т.е. первых десятилетий XІX века. Щеголи, однако, выделялись своей одеждой и поведением, Бреммель же был тактично незаметен. «Одет он был просто, как любой другой в Belvoir Hunt»(Перевод с английского языка мой - А.Ю.) George Grabbe in Sieveking A.F.: Dandysm and Brummell.// The Contemporary Review,1912. - p.237.. Он строго придерживался «принципа, что одежда определяется законами приличия…Он избегал ярких красок, всяких украшений и побрякушек» William Pitt Lennox Lord: Celebrities I have known. 2 series. 2 vols, 1876/1877. - p.180.. И его поведение было сдержанным, серьезным, достойным. Образу щеголя мало соответствовало мужское начало, даже достоинство в его внешнем облике. Казалось ,что он и не хотел оказывать на моду какое-либо влияние. Одежда была сшита без изъяна и словно для него. И носил он ее превосходно, опять же не стремясь произвести эффект. Отсутствие во всем его облике чего-либо заранее рассчитанного казалось необычным. Его положение в английском обществе являлось следствием его эстетически совершенного вида. Он пожинал «восхищение, которое заслуживал его бесспорный вкус» Там же..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8