Дендизм в контексте культуры (литературные источники)

Следует также отметить склонность денди к мистификации: «… я стал скрытен, мне нравится иметь от людей тайны. Это, пожалуй, единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей»57 Уайльд О. Портрет Дориана Грея / Пер. с анг. М.А.Абакиной. - Мн.: Высшая школа, 1984. - с.41.

58 Там же. сс.7-8.

59 Там же с.123.

.

В конце я хотела бы привести цитату, которая на мой взгляд наиболее точно отражает поведение денди, его основу:

«Однако Дориан понимал, что принять официально те или иные догматы или вероучение значило бы ставить какой -то предел своему умственному развитию, и никогда он не делал такой ошибки»

.

Таким образом, можно увидеть, что идеи дендизма были не только прерогативой моды и модного общества, но и активно развивались в литературе.

Заключение.

Таким образом, в работе проведена попытка освещения отражения принципов дендизма через литературные источники.

Основные выводы, которые можно сделать, опираясь на проведенное исследование:

ь Дендизм представляется самодостаточным лишь у Бреммеля;

ь Все последующие денди духовного склада принадлежали миру культуры, прежде всего - литературы;

ь Писатели выводят в своих произведениях образ денди за рамки нормальной жизни общества;

ь Как правило, почти во всех произведениях денди противостоит ценностям общества как таковым, его привлекает все неестественное и усложненное;

ь Эстетическая позиция денди сказывается на моральной сфере;

ь Этическое отношение вытесняется дистанцированной холодностью зрителя;

ь в поведении денди утрачивается мораль. Эта аморальность может быть доведена до «антиморальности» (О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»);

ь Для автора “модного” романа невозмутимость героев создает дополнительные сложности -- ему приходится пускаться в дополнительные комментарии от первого или третьего лица, и оттого дендистский роман в своем начальном варианте насыщен интроспекцией;

ь В произведениях не последнее место занимает описание костюмов героев.

Из приведенных выше положений можно сделать вывод о том, что такое явление в культуре как дендизм намного шире, чем просто изящество и изысканность во внешнем облике человека. Идеи дендизма отражаются не только в сфере моды, но и в литературе, что характеризует его как течение, присущее не только Англии и Франции, но другим странам Западной Европы.

Список литературы.

1. Barbey d?Aurevilly. Du dandisme et de Georges Brummel/ пер. М.А. Петровского. М., 1912 - p.392.

2. Disraeli E. Vivian Grey.1848 - p.302.

3. Edward Bulwer-Litton. Pelham, 1885 - p.628.

4. George Grabbe in Sieveking A.F.: Dandysm and Brummell// The Contemporary. Review, 1912 - p.385.

5. Jesse W. Life of Brummel. 2 vv., L., 1884 - p.475.

6. Mills Todd W. III. Fiction and Society in the Age of Pushkin. Ideology, Institutions and Narrative. Cambridge: Harvard University Press, 1986, p.629.

7. Trevelyan G.O.: The early life of Charles James Fox. 1880 - p.491.

8. William Pitt Lennox Lord: Celebrities I have known. 2 series. 2 vols. 1876/1877 - p.427, p.650.

9. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002. - с.736.

10. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XIX века: Энциклопедическое издание. - М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996. - с.848.

11. Словарь иностранных слов. / Под ред. Т.М. Капельзона. - М.: «Государственное словарно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия», 1933. - с.1507.

12. Ахматова А. Сочинения в 2-х т. Том 2. Проза / Сост., подг. текста и комментарии Э.Герштейн, Л.Мандрыкиной, В.Черных. М: Художественная литература,1986. - с.381.

13. Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе./ Пер. с фр. А.Райской. - М.: Независимая газета, 200. - с.211.

14. Барт Р. Дендизм и мода. //Р.Барт. Система моды. М., изд-во Сабашниковых, 2003, С.393-399

15. Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода// Иностранная литература №3. - М., 2000. - с.62.

16. Гроссман Л.П. Пушкин и дендизм// Гроссман Л.П. Собр. соч. в 4- х томах. Т.1, М., 1928. - с.346.

17. Ивинский Д. Пушкин и салонная культура// Дендизм. №2, МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 1999. - с.5.

18. Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя: Статьи и заметки. 1960 - 1990 гг. «Евгений Онегин». Комментарий. - СПб.: Искусство, 2003. - с.847.

19. Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни// Волшебная гора №7, М., 1998. - с.82.

20. Путята Н.В. Из записной книжки// Пушкин А.С. в воспоминаниях современников. - СПб.: Академический проект, 1998. - с.267.

21. Радзинский Э.С. Чаадаев, или о рабстве. - М.: Эксмо, 2001. - с.396.

22. Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. М.: АСТ, 2002. - с.224.

23. Бальзак де О. Трактат об элегантной жизни. В книге О. де Бальзак. Физиология брака. Патология общественной жизни. М.: НЛО, 1995. - с.280.

24. Бодлер Ш. Об искусстве. М.:Художественная литература, 1986. - с.301.

25. Гете И.В. Фауст. М.: АСТ, 2002. - с.464.

26. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек. М.: Попурри, 2000. - с.544.

27. Квинси де Т. Записки английского курильщика опиума. М.: Терра, 2001. - с.192.

28. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь или как возник «весь Париж». М.: изд-во Сабашниковых, 1998. - с.185.

29. Мюссе де А. Исповедь сына века./ Пер. с фр. Д.Лившиц, К.Ксанина. М.: Художественная литература, 1958. - с.328.

30. Пушкин А.С. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1986. - с.527.

31. Стендаль. Красное и черное. М.: АСТ, 2002. - с.558.

32. «С.А. Соболевский, друг Пушкина»/ ст. В.И. Саитов. СПб.: Парфенон, 1922. - с.26.

33. Теккерей У. Книга снобов, написанная им самим// Теккерей У. Собр. соч. в 12-ти томах. Т.3. М.: Художественная литература, 1975. - с.374.

34. Теккерей У. Записки Желтоплюша// Теккерей У. Собр. соч. в 12-ти томах. Т.1. М.: Художественная литература, 1974. - с.369.

35. Уайльд О. Письма. М.: Азбука, 2000. - с.416.

36. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Мн.: Высш. Шк., 1984. - с.206.

37. Шатобриан Р. Ренэ. Б.Констан. Адольф. "История молодого человека XIX века" - Серия романов под редакцией М.Горького. М.: Журнально-газетное объединение, 1932. - с.144.

38. Юнгер Э. Гелиополь. М.: Амфора, 2000. - с.446.

39. www.istrodina.com

40. www.lib.ru

41. www.paintpit.ru

42. www.philol.msu.ru

43. www.w3.org

44. http://infolio.asf.ru

45. http:// ivigi.rsuh.ru

46. http:// faculty.by.ru

47. http:// fed-web.ru

48. http:// lib.baikal.net

Приложение

Так как изучение мировой культуры имеет важное значение в современном обществе, и литература является неотъемлемой частью этого изучения, я предлагаю дать учащимся самим отыскать черты дендизма в произведениях различных эпох, но при этом нужно помнить, что при подготовке этих уроков ученикам должны быть известны:

ь история дендизма

ь основные принципы поведения денди в обществе

ь особенности мышления людей, причислявших себя к денди.

Подготовка урока.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер ,выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяют три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока ,необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким ,конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

ь дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

ь название темы урока и класса, в котором он проводится;

ь цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

ь структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

ь содержание учебного материала;

ь методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

ь учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

ь задание на дом.

Примеры уроков

Тема урока: «Рассмотрение принципов поведения и мышления денди на примере произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»».

Тип урока: применение полученных знаний на практике.

Цели урока: а) Чему обучить.

1. Применять знания, полученные на предыдущих уроках по истории такого явления как дендизм для нахождения его принципов кроме модной сферы в литературе;

2. понимать дендизм не только как застывший феномен, касающийся только эпохи 18-19 веков, но и эволюцию этого культурного явления в обществе.

б) Что развивать у учащихся.

1. понимание неразрывности развития субкультур и общества;

2. понимание места денди и дендизма в культуре как элемента, присущего человечеству на определенном этапе развития.

в) Что воспитывать у учащихся.

1. точный аналитический подход к выявлению принципов дендизма на примере литературных источников;

2. воспитание самостоятельности в процессе решения поставленной проблемы;

3. любовь к исследованию, а через нее - к науке и производственной деятельности.

Можно так же построить этот урок в виде соревнования с участием параллельных классов.

Тема урока: «Рассмотрение принципов поведения и мышления денди на примере произведений Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», Бульвер-Литтона «Пелем», Юнгера «Гелиополь», А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Тип урока: урок-соревнование

Цель урока: закрепление

Заранее формируются команды и жюри. Жюри выписывает основные принципы поведения и мышления денди на доске. Затем команды по очереди представляют то произведение, которое ранее им было предоставлено для изучения. Учащиеся демонстрируют применение знаний, полученных на предыдущих уроках о таком культурном явлении в жизни общества как дендизм. Они сообщают другим командам какие черты поведения денди им удалось отыскать в произведении и подтверждают цитатами.

Завершается урок подведением итогов (какая из команд наиболее полно раскрыла принципы дендизма на основе литературного источника и подтвердила их цитатами) и объявлением команды-победительницы.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты