Нравственный процесс
17
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………2
1. Моральная практика и моральное сознание………………………………3
2. Нравственный поступок и его оценка…………………………………………13
Введение
Вся общественная жизнь человека является по преимуществу практической, связанной с дея-тельным освоением и преобразованием действительно-сти. В основе возникновения человека и общества ле-жит трудовая деятельность, общественное производст-во, и вся всемирная человеческая история, по мысли К. Маркса, есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.
В процессе исторического усложнения человеческой деятельности и всей общественной жизни природных, естественно действующих факторов, регулирующих жизнь человека, становится недостаточно, и возникает система специфических общественных механизмов, на-правленных на обеспечение единства и взаимосогласо-вания единства множества индивидуальных и разнонаправленных стремлений, на поддержание общности как единственного способа существования и развития человека. Формирующаяся система запретов и огра-ничений, предписаний и повелений отражает практи-ку отношений и одновременно выступает как механизм согласования индивидуально-массового поведения с общественными потребностями.
Таким образом, первоначально возникающая нрав-ственность выступает в виде реально складывающих-ся и практикуемых форм поведения и общественных отношений, когда долженствовательно-оценочный ее аспект еще не выделяется в особую сферу сознания, модели идеального долженствования, противостояще-го реальной действительности. Фактически мораль исчерпывается областью нравов -- реальной практики взаимоотношения людей.
Однако в связи с рефлексивным характером чело-веческой деятельности, порождающей ее осознание и одновременно все более определяющейся им, и разворачивающимся процессом углубления дифференциа-ции общества с присущим ему многообразием и столк-новением интересов мораль как бы «отслаивается» от реальной практики и поведения людей и перемещает-ся в идеальную, долженствовательную сферу. Она как бы становится над столкновением индивидуально-кор-поративных интересов в качестве осознания и выра-жения наиболее глубинных и существенных потребностей общественного развития.
Вследствие этого нравственная жизнь человека и общества приобретает многослойную сложную струк-туру, основными элементами которой являются мораль-ная практика, область реально практикуемых индиви-дуально-массовых форм поведения и складывающих-ся отношений, и моральное сознание как выражение идеального долженствования, на которое необходимо ориентироваться.
При этом разумеется, что в реальной жизни дея-тельность и сознание взаимопорождают и взаимообусловливают друг друга, существуя одно через другое. Однако в научном анализе мораль можно рассматри-вать либо как сферу реально-практических отношений, регулирующих индивидуально-массовое поведение и воплощающихся в них, либо как особую сферу духа, сознания и воления. Да и в обычной жизни далеко не одно и то же: знать нормы и принципы нравственного поведения и поступать в соответствии с ними.
Поэтому в этической литературе принято разграни-чивать область морали на нравственную деятельность и отношения и моральное сознание. При этом нрав-ственные отношения рассматриваются именно как опосредующее звено, то, что определяет собой и деятель-ность, и сознание, а также как то, что непосредствен-но отражается в них.
1. Моральная практика и моральное сознание
Что же представляет собой сфера моральной прак-тики -- нравственной деятельности и отношений? Как она взаимодействует с моральным сознанием?
Нравственная деятельность -- это понятие, которое используется в этике для выявления смысла, прису-щего всем другим видам деятельности человека. Оно обозначает не особую сферу деятельности, имеющую предметно-содержательную определенность и специфи-ку -- например, трудовая, научная, художествен-ная, -- а общественную значимость любой деятель-ности человека. Любое моральное действие включает в себя работу сознания -- мыслительные, чувствен-ные, волевые компоненты, но в то же время не сводит-ся только к ним, ибо предполагает свое опредмечивание, объективацию в реальной действительности в ка-честве определенного результата.
Правда, можно в целостном комплексе единой че-ловеческой деятельности выявить такую, которая не-посредственно по своим целям и содержанию подчине-на сотворению добра и мотивируется исключительно моральными мотивами. Это «чистая» моральная деятельность -- оказание гуманитарной помощи, филан-тропия, нравственное проповедничество и моральное воспитание. Однако в широком смысле слова под мо-ральной деятельностью понимается вся человеческая деятельность, поскольку она имеет общественно значимый смысл, на нее распространяются нравственные требования, и она поэтому подлежит нравственной оценке.
Именно в том, насколько действия человека объек-тивно пронизаны и наполнены общественно значимым смыслом, служат высоким целям и воплощаются в не-обходимые для нормальной жизни общества результа-ты, проявляется его нравственный потенциал, уровень нравственного развития. «Так как сфера нравствен-ности есть по преимуществу сфера практическая и об-разуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, -- писал В. Г. Белинский, -- то здесь должно искать примат нравственности человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности».
Нравственная деятельность складывается из поступ-ков, которые имеют собственную структуру, синтези-руют в себе внешние, материально-вещественные его составляющие и внутренние, духовно-личностные ком-поненты.
Совершая поступки, человек вступает в определен-ные отношения с другими людьми, с обществом. Тем самым он устанавливает общественные отношения, совокупность связей и зависимостей, которые и назы-вают нравственными отношениями. Нравственные отношения -- это также не особый вид отношений, су-ществующих отдельно от других общественных отно-шений, а их ценностное смысловое содержание (хотя можно выделить и «чисто» моральные отношения -- например, отношения любви или дружбы).
Нравственные отношения несут в себе морально ценное содержание, выступают способом детермина-ции поведения человека наряду с ценностями мораль-ного сознания и внеморальными внутренними побуж-дениями. Вследствие этого они накладывают на чело-века определенные обязанности. В моральных отно-шениях человек постоянно как бы является и субъек-том этих отношений, поскольку они и возникают как результат его деятельности, и их объектом, поскольку сам строй нравственных отношений, который застает человек при своем вступлении в общественную жизнь, сложился и существует независимо от негр, предъяв-ляя к нему определенные обязательства.
Поэтому как бы ни разнообразились нравственные отношения по содержанию, то есть какого рода обя-занности устанавливаются данными нравственными отношениями, в какого рода поступках они реализу-ются, -- их внутренним стержнем является отношение личности к обществу. Можно даже установить идеаль-ный, то есть мыслимый в качестве самого совершенно-го и желаемого, характер отношения между человеком и обществом, модификацией которого и будут все реальные нравственные отношения.
Таким идеальным нравственным отношением мож-но считать отношение личности к общественному бла-гу, которое потенциально предполагается во всех тре-бованиях и ценностях морали, как к высшей, приори-тетной цели, как наиболее важной для него ценности. Только при наличии такого внутреннего настроя его поведение и поступки могут служить установлению отношений солидарности и коллективизма, добросо-вестности в работе, патриотического служения на бла-го отечества, доброжелательности, гостеприимства и даже дружбы и любви. Ведь и самые интимные душев-ные отношения между близкими людьми предпола-гают следование общественно полезным ценностям -- верности, преданности, бескорыстному желанию до-бра другому.
Однако само это отношение личности к обществен-ному благу как высшей ценности, из фундамента кото-рого вырастают другие моральные отношения, пред-полагает в качестве своего необходимого условия об-ратное, не менее фундаментальное отношение общест-ва к личности как конечной цели своего существова-ния и развития. Не человек является средством всех общественных преобразований, орудием общественных законов и исторической необходимости, а общество есть продукт взаимодействия людей, условие саморазвития и самореализации человека.
Это фундаментальное отношение к человеку как конечной цели общественного развития предопределя-ет гуманистический характер общественного блага и всех строящихся на его основе нравственных отноше-ний. Ибо в противном случае они оказывались бы бесчеловечными, требуя от человека только одного - жер-твенного самозаклания во имя чуждой ему ценности. Соответственно отношение общества к человеку как конечной цели своего развития результируется в прин-ципе гуманизма и производных от него нравственных отношениях, выражающих права, свободу и достоин-ство человека.
Конечно, такое взаимоотношение на основе встреч-ных векторов -- отношение личности к общественно-му благу как высшей ценности и отношение общества к человеку как конечной цели -- есть лишь идеальное воспроизведение мыслимого совершенства, к которо-му необходимо стремиться, если желать преодоления раскола между моральным сознанием и моральной практикой. Для этого необходимо еще пройти огром-ное расстояние в своем развитии и обществу, и челове-ку, но именно реальное состояние нравов, моральной практики и нравственных отношений фиксирует исто-рически конкретную меру приближения общества к этому идеалу.
Таким образом, становится очевидным, что мораль-ная деятельность и нравственные отношения составля-ют объективированную, выраженную в поведении и социальных связях, сторону морали. Свое более или менее устойчивое закрепление они находят в общественных нравах, то есть относительно устойчивых, типичных и массовидных формах поведения и отно-шениях. Нравы по отношению к индивидуальной нрав-ственной деятельности имеют значение детерминиру-ющих ее наряду с моральными мотивами и внеморальными побуждениями факторов.
Нравственные отношения, как и моральная деятель-ность, и объективны по своему статусу, и субъективны одновременно. Ведь они существуют независимо от воли и сознания отдельного человека, но в то же время яв-ляются выражением побуждения общественной воли и проявлением сознательной деятельности индивида.
Нравственные отношения образуют социально-цен-ностный каркас общественных отношений, складыва-ющихся во всех сферах общественной жизни -- в эко-номике, политике, праве, художественной, научной, спортивной деятельности, -- придавая им человеческое измерение. Ведь они остаются каналами морального общения и взаимодействия людей, взаимной поддерж-ки и чувствами, переживаниями, моральным опытом.
Собственно же идеальную сторону морали представ-ляет моральное сознание. Вследствие того, что мораль целиком есть способ практически-духовного освоения действительности, именно моральному сознанию там принадлежит основная роль.
Моральное сознание разделяет присущие морали характеристики, и его рассмотрение подчиняется тем же методологическим принципам, которые использу-ются при анализе форм общественного сознания.