Вообще формы общественного сознания различают по объекту отражения, по лежащей в основе его появ-ления общественной потребности и соответственно по роли в жизни общества, а также по особенностям отражения действительности.
Моральное сознание порождается потребностью в регулировании общественных отношений и выполняет это свое назначение посредством выработки духовных ценностей, образующих в совокупности идеальную модель должного поведения и отношений. Мораль-ное сознание не является предметно локализованным, ибо любые сферы жизнедеятельности человека -- ма-териальное и духовное производство, политика, взаи-моотношения между человеком и государством, наука и искусство, быт и личные взаимоотношения между людьми, -- все это является объектом его отражения, придавая моральному сознанию характер вездесущ-ности.
Однако наука или искусство также в качестве форм общественного сознания имеют объектами своего от-ражения явления всей действительности.
Здесь необходимо вспомнить, что сознание вообще складывается из предметного сознания и рефлексии самосознания -- оно знает то, на что направлено, что воспроизводит в своем содержании в идеальной фор-ме и что составляет его предметное содержание, и од-новременно оно осознает свое содержание как отлич-ное от того, на что оно направлено, как свое субъек-тивное бытие. И если эти моменты в индивидуальном сознании зачастую слиты и нужно специально фиксиро-вать внимание, чтобы отличить предметное сознание, «то, что оно знает», от самосознания, осознающего, что это знание принадлежит именно субъекту, то в обществен-ном сознании эти аспекты духовного освоения действи-тельности оказываются четко разделены между различ-ными формами, или видами, общественного сознания.
Роль предметного сознания, воспроизводящего дей-ствительность так, как она есть сама по себе, объек-тивно, достается науке, идеалом которой является объ-ективная истина.
Остальные же формы общественного сознания от-ражают действительность рефлексивно, через призму своего предназначения и роли в обществе. Так, в отли-чие от науки, отражающей действительность так, как она есть, вскрывающей фактическое положение вещей, причинно-следственные связи объективного мира, то есть сущее само по себе, моральное сознание постигает действительность с точки зрения ее значения для субъ-екта сознания. Поэтому даже там, где объектом отра-жения выступает природа, научное суждение конста-тирует то, что есть -- «природа подвергается техногенным перегрузкам», а моральное суждение отража-ет значение природы для человека и выражает отно-шение к ней -- «любите природу, мать вашу».
Вездесущность морального сознания не исчерпыва-ется тем, что все, в особенности явления обществен-ной жизни, может стать его объектом. Моральное со-знание универсально и в смысле того, что свои сужде-ния оно обращает от имени всех ко всем, выражая свое содержание в безлично-анонимной форме. Эта особен-ность морального сознания, которое, с одной стороны, явно пронизано субъективностью, устанавливает зна-чение явления для кого-то, а с другой -- старается из-бежать идентификации с каким бы то ни было субъек-том, заставляла философов прошлого признать мораль-ные суждения априорными и абсолютными истинами, установленными самим Господом. Ведь только ему под силу сначала формулировать ценностное суждение, а затем творить бытие таким образом, чтобы это сужде-ние было, оставалось абсолютно верным.
На самом деле всякий раз, когда кто-либо высказы-вает моральное суждение от имени какого-то субъек-та, его подлинным авторитетным источником в силу специфики морального сознания оказывается более широкий субъект -- не индивид, не группа, не класс и даже не существующее на данный момент общество, а человечество в целом, с его прошлым и надвигающим-ся будущим.
Рефлексивная природа морального сознания особен-но явственно проявляется в присущей ему деонтологической и аксиологической модальности. Все образова-ния морального сознания пронизаны императивностью, повелительностью, и их можно представить как разно-видности морального требования. Одновременно эти требования выражают некоторую нужду, необходи-мость, потребность, имеющую в качестве цели некое идеальное положение вещей, удовлетворяющее эту нужду. Вот эти идеальные цели и выступают мораль-ными ценностями, идеальными образованиями, в срав-нении с которыми моральное сознание и устанавлива-ет моральную ценность реальных поступков и явле-ний жизни. То есть в моральном сознании находит отражение не действительность сама по себе, взятая объективно, безотносительно к субъекту, а отношение к ней субъекта. В требовании поступать так или ина-че или, что то же самое, в признании должного пове-дения и его результатов целями и ценностями, нахо-дит отражение не то бытие, которое в данный момент наличествует, а некая идеальная проекция желаемого и требуемого, необходимого бытия. Поэтому сама осо-бенность отражения действительности в моральном сознании, вытекающая из его назначения и проявляю-щаяся в присущих ему долженствовательности и оценочности, предопределяет его специфику -- смотреть на мир через призму субъективно-пристрастного, за-интересованного отношения к нему. Своим содержа-нием и значением моральное сознание дает представ-ление о том, какой действительность должна быть, чтобы соответствовать потребностям субъекта. Это предопределяет присущий моральному сознанию дух критичности и неудовлетворенности, постоянное оттал-кивание от действительности, от реально достигнутого уровня развития, и забегание в идеальное бытие, вы-ражающее более совершенный уровень общественных отношений.
Моральное сознание своим содержанием как бы за-дает впереди субъекта линию горизонта, символизиру-ющую более совершенное и лучшее будущее, к кото-рому можно приближаться, но при этом сама эта линия, планка устремлений, также удаляется и повышается.
При этом очень важно отметить еще одну особен-ность морального сознания. Будучи по форме отраже-ния всеобщим, безлично-анонимным способом воспро-изведения действительности в виде идеального, должно-го бытия, моральное сознание приобретает некий трансцендентальный, абсолютный характер. Оно несет в себе требование лучшего, но не лучшего тому или ино-му отдельному субъекту, а лучшего самого по себе, вообще.
Поэтому каждый отдельный субъект морального сознания, будь то индивид, социально-этническая об-щность, сословие, класс, общество в целом, никогда не может полностью отождествиться, слиться с этим трансцендентальным, абсолютным моральным сознанием, способным аккумулировать в себе не просто эмпирические потребности и интересы наличных субъек-тов и требования существующего общества, а выра-жать некие общеисторические требования и законы развития человеческого общества вообще. Поэтому любое эмпирическое моральное сознание, то есть при-сущее отдельному субъекту моральное видение действительности, оказывается относительным, находится в постоянном беспокойстве за достоверность своего со-держания, постоянно обращается к самоанализу и са-мообоснованию. Ощущая это свое несовпадение, моральное сознание отдельного субъекта оказывается пронизанным критической неудовлетворенностью не только по отношению действительности, но и к само-му себе, что является мощным стимулом для его само-совершенствования.
В своем эмпирическом бытии человек как бы рас-слаивается -- он принадлежит различным общностям: классу, нации, профессиональной и возрастной груп-пе, семье, самому себе, наконец, и ощущает их потреб-ности своими, хотя и в разной степени. Это стимули-рует работу его самосознания, заставляет его искать самоопределения, находить и воплощать в себе, своем духовном бытии некоторое сочетание, конфигурацию взаимопересекающихся потребностей и интересов общностей, к которым он принадлежит. Собственно, индивидуальное своеобразие этой конфигурации и состав-ляет моральную позицию индивида.
Однако ни по отдельности, ни в совокупности мо-ральное сознание отдельных субъектов, общностей не может полностью совпасть и исчерпывающе выразить содержание «всечеловеческого» морального сознания, которое остается абсолютным критерием для критиче-ского сравнения и оценки любой моральной позиции.
Само «всечеловеческое» моральное сознание явля-ется не выражением интересов более широкой общнос-ти, ибо тогда автоматически моральная позиция боль-шинства была бы выше позиции меньшинства, не про-явлением в особой специфической форме безличного долженствования коллективного и общего интереса, а чем-то неизмеримо более глубоким. Моральное созна-ние призвано осознавать и выражать не интересы кол-лективных общностей в противоположность более част-ным и индивидуальным интересам, а некие абсолют-ные общеисторические потребности общественного развития. Абсолютные в том смысле, что они не зависят от конкретного уровня общественного развития, его социальной, этнической, классовой структуры, конфи-гурации общественных и индивидуальных интересов и выступают таковыми везде и всегда -- потенциально, как в начале человеческой истории, или актуально, как на современном уровне, и останутся таковыми, даже если ей придет конец. Абсолютными также в том смыс-ле, что они, эти потребности, составляют одновремен-но и средство, и цель общественного развития.
Таковыми можно считать потребности в признании и обеспечении ценности человеческой жизни во всех ее проявлениях -- материальном и духовном. Именно рассмотрение и оценка всего происходящего, всей дей-ствительности с точки зрения человека как абсолют-ной ценности составляют сущность морального воззре-ния на мир.
Причем именно с точки зрения абстрактного чело-века, человека вообще, не принадлежащего никакому определенному обществу, классу, профессии, истори-ческому этапу общественного развития, ибо все эти характеристики лишь модифицируют, изменяют и искажают порождаемыми ими интересами и потребнос-тями абсолютную общеисторическую потребность в обеспечении ценности человеческой жизни. Именно эта потребность осмысливается и выражается в содержа-нии морального сознания, задающего гуманистический вектор реальной деятельности людей и как бы паря-щего над развертывающимся в общественной жизни столкновением и борьбой интересов в качестве идеаль-ного эталона, мерила, оправдывающего или осуждаю-щего положение дел в мире с точки зрения его соответствия или несоответствия принципам истинной че-ловечности.
Ценность человеческой жизни, ценность личности со всеми ее правами, свободой и достоинством ныне признается базисной основой человеческого бытия во-обще и морали в частности См. об этом: Перестройка и нравственность. Материалы «круг-лого стола» // ВФ. 1990. №7. А также: Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1992.
.
Только с такой позиции можно понять, почему мо-рально более значимой, истинной может быть точка зрения индивида, а не коллектива, ибо истинность вы-носимых моральным сознанием суждений зависит не от того, что оно произносится от имени большинства или даже выражает интересы более широкой общно-сти людей, а от его способности соответствовать уни-версальной базисной ценности всего исторического про-цесса и производным от нее ценностям -- человеческой личности и ее интересам и потребностям.
Поэтому человек может быть прав, поступая вопре-ки общепринятым формам поведения, и может ока-заться ответственным, даже если подчиняется им, по-ступает «как все», делает то же, что и другие.
Моральное сознание оказывается относительно не-зависимым от фактического положения дел и интере-сов в обществе и само вносит суждения, оправдываю-щие или осуждающие существующие общественные порядки прежде всего потому, что оно не связывает свои суждения непосредственно с наличными фактами («поступай так, потому что это делают все») или с общественными интересами («нравственным является то, что служит интересам построения коммунистичес-кого общества»). В этих случаях моральное сознание пытаются подчинить другим видам социальной детер-минации поведения человека, что оказывается для него неприемлемым.