Нравственный процесс

Поступок складывается из его мотивации, намере-ния и цели действия, используемых для ее достиже-ния, средств и полученного результата.

Если намерение и цель действия выражают пред-ставления человека о том, что он намеревается сде-лать, развертываясь в идеальном плане в сознании и формируя образ будущего действия и его результат то мотив является основанием действия, тем, ради чего оно замышляется.

Например, если человек едет в «горячие точки» для работы, будь то журналистская деятельность, или ока-зание гуманитарной помощи, или осуществление ми-ротворческой миссии, то его намерением как раз и яв-ляется сама поездка и работа. Мотивом же может быть что угодно -- от подчинения указаниям и приказани-ям руководства, нежелания портить с ним отношения и ставить под вопрос продвижение по службе, до стрем-ления заработать на рискованном предприятии то ли деньги, то ли известность и славу. При этом не исклю-чается и подлинно нравственный мотив -- желание внести свой посильный вклад в обеспечение благопо-лучного разрешения конфликта, помочь втянутым в него сторонам, даже рискуя собственным благополучи-ем, обрести спокойствие и уверенность, найти выход из тяжелой ситуации. Очевидно, что нравственная ценность этих мотивов будет различной, что обязательно должно сказаться на оценке совершенного поступка.

Полезно также различать мотивы со стимулами. Стимул -- это всякое побуждение к действию, толчок, причина его совершения, в то время как мотив являет-ся обязательно в той или иной мере осознанным по-буждением, направленным на удовлетворение какой-либо потребности и принятым личностью. Стимулы в большей мере несут в себе объективное содержание, выступают в качестве объективных причин для совер-шения действия, направляющих волю и желания че-ловека извне. Это, например, материальная заинтересованность в выполнении какой-либо работы, страх наказания за неисполненное, принуждение или давле-ние, оказываемое на человека с целью заставить его поступить определенным образом.

Мотив же есть всегда внутреннее, субъективно-лич-ностное побуждение к действию, которое хотя и фор-мируется под воздействием социальной среды и дру-гих объективных факторов, то есть является объек-тивным по происхождению, но всегда осознается личностью как элемент собственного сознания, причиной поступка, принятой по своей воле, то есть субъектив-ным по функционированию. Разумеется, далеко не все и не в полной мере мотивы могут быть полностью осоз-наны и вербализованы, выражены в словах, но тем не менее на уровне чувств, симпатий и антипатий, жела-ний и стремлений и наконец, в форме рационально построенных суждений человек имеет представление об относительной ценности того, что намеревается со-вершить, и психологически считает мотивы своих дей-ствий зависящими именно от своей воли.

Известно, что XX в. ознаменовался открытием боль-шой роли, которую играет в поведении человека бес-сознательное, в связи с чем мотивация поведения при-обрела сложную, многослойную структуру, где чело-век руководствуется в своем поведении мотивами, ко-торые он может высказать вслух, которые он может поведать только себе, в которых он боится признаться даже себе, и такими, которые маскируют эту боязнь даже перед самим собой. Поэтому при анализе поступ-ка могут возникать даже такие понятия, противореча-щие ранее данному определению мотива, как бессознательная мотивация. Таковой является неадекватное отражение собственных потребностей, обоснование и оправдание своих волевых действий, когда под-линные мотивы поступков являются актуально не-осознаваемыми, но реально сформированными в процессе сознательной жизнедеятельности человека и встроенными в структуру личности в виде ценно-стных ориентации и установок, за которые человек несет ответственность.

Таким образом, является ли побуждение к дейст-вию отчетливо осознанным мотивом поведения или же не адекватно выраженной, искаженной и замаскиро-ванной причиной поступка, оно тем не менее демон-стрирует, какой субъективный смысл имеет данное действие для человека, зависит поэтому от него, мо-жет и должно быть основанием для установления мо-ральной ценности поступка.

Возникает естественный вопрос -- совпадает ли нравственная ценность мотивации, осознанного моти-ва поведения или ценностной ориентации, определяю-щей его внутренний смысл, с моральной ценностью поступка?

Ведь мотивация -- это хотя и важная часть поступ-ка, но все же как бы предварительная его ступень, идеальное желание и стремление, своего рода «декла-рация о намерениях» воли, а поступок включает в себя помимо идеально сформулированной цели еще и «ма-терию», содержание, то, что собственно делает субъ-ект, какими средствами он все это делает, при каких условиях и обстоятельствах и чем все это кончается.

По поводу влияния, которое оказывают на нрав-ственную ценность поступка обстоятельства и условия его совершения, уже говорилось ранее.

Понятно, что в самом общем виде ценность поступ-ка, где мотивы и намерения соответствуют моральным требованиям и ценностям, будет тем выше, чем адек-ватнее этим целям по своим нравственным содержа-тельным характеристикам применяемые средства, и тем ниже, чем больше средства будут не соответствовать целям.

Но самым трудным является вопрос о том, чему отдавать предпочтение в оценке поступка -- ценности мотивов и намерений человека или ценности получен-ного результата?

В истории философско-этической мысли эти пози-ции получили развернутое обоснование в лице целых учений и философских направлений.

Весьма последовательно суть первой позиции о при-оритете ценности мотивов при моральной оценке пос-тупка выразил Кант: «Суть дела не в поступках, кото-рые мы видим, а во внутренних принципах их, кото-рые мы не видим». Эта точка зрения исходит из того, что оценка поступка, не учитывающая его субъектив-ной причины, его основания и оправдания, принижает благородный и возвышенный характер морали, обя-зательно предполагающей наличие доброй воли и со-знание долга. Более того, такая оценка вообще делает ненужной саму моральную оценку в отличие от утилитарной, учитывающей только результативность поступка.

Да и достичь полезного результата гораздо проще, если не связывать себя моралью. Многие полезные по их результату поступки имеют совершенно различные по их моральной ценности мотивы -- они могут вдохновляться жаждой славы, карьеризмом, алчностью, властолюбием или другими корыстными по-буждениями, -- а следовательно, не могут оцени-ваться одинаково.

Вторая же позиция обращалась к реальной жизни, где результаты человеческих усилий сплошь и рядом расходятся с их намерениями, о чем даже сложили поговорку, что «благими намерениями вымощена до-рога в ад».

Как уверял Гельвеций, «общественная польза -- вот принцип всех человеческих добродетелей». С его точ-ки зрения именно реальная практическая польза от полученного результата полностью определяет ценность поступка, его значение для общества и для нравствен-ности. Мотивы же могут, конечно, оказывать влияние на оценку поступка, но они сами трудноуловимы и скрыты, и судим мы о них опять же по полученным результатам.

Однако такая односторонняя ориентация только на общественно полезный результат при вынесении мо-ральной оценки оборачивается в конечном счете под-чинением морали другим способам регулирования по-ведения человека -- экономической заинтересованнос-ти, политической целесообразности или формальной легальности. Сами моральные цели оказываются не-нужными и второстепенными, так как в других сфе-рах общественной жизни общественно полезные цели выражаются более четко и однозначно.

В итоге мораль вообще становится излишней и не-нужной, ибо подчиняется утилитарным целям и ин-тересам и вытесняется ими при помощи вывода о том, что для важной и полезной цели все средства хороши -- «цель оправдывает средства».

На практике такая теоретическая позиция всегда приводила к забвению морали и полному торжеству аморализма.

Против односторонних крайностей, присущих этим точкам зрения и позициям, выступил Гегель, который доказывал, что мотив и результат поступка не являют-ся независимыми друг от друга сущностями, способ-ными соединяться в произвольные комбинации. Мо-тив действующего лица, по Гегелю, обязательно пре-вращается в результат, опредмечивается в нем, а ре-зультат в виде идеальной цели уже присутствует в воле морального субъекта, отвечающего за доброкачествен-ность своих намерений и мотивов.

Диалектический подход к этой проблеме развивает эту позицию и рассматривает мотив и результат как взаимопревращающиеся и влияющие друг на друга элементы единого поступка, в котором решающее зна-чение тем не менее остается за объективным общественным значением поступка.

Однако для того, чтобы определить эту объектив-ную общественную значимость и полезность поступка, необходимо учитывать его субъективную составляю-щую -- характер мотивации, наличие доброй воли, предпринятые усилия для достижения положительно-го результата.

Ведь сама специфическая общественная полезность морали не сводится только к предметному результату поступка, а подразумевает непредметный, духовный результат -- утверждение в общественном и индиви-дуальном сознании авторитета морали, воспитание у людей чувства собственного достоинства и личной ответственности, несовместимых с пренебрежением или равнодушием к нравственным ценностям.

Именно с учетом всех этих моментов мораль про-щает неудачу или ошибку, не позволившие человеку преодолеть стечение неблагоприятных обстоятельств, хотя им были проявлены и добрая воля, и уважение к нравственным требованиям. В то же время она не про-щает такого же результата, если он явился проявлени-ем злой воли или безответственности человека.

Поэтому же поступок, продиктованный возвышен-ными и благородными чувствами, направленный на доброе дело, заслуживает высокой моральной оценки, даже если в силу непреодолимого стечения обстоя-тельств его предметный результат оказался неутеши-тельным -- например, в результате попытки спасения одного человека погибли несколько. Ведь его непредметный результат заключается в демонстрации нрав-ственного благородства и самоотверженности, в укреп-лении авторитета морали, в воздействии этого приме-ра на души людей.

Условно можно возможные варианты сочетания мотивов и результатов поступка при его моральной оценке свести к нескольким.

Первый вариант наиболее простой, когда высокие и благородные моральные мотивы реализуются и вопло-щаются в общественно полезные результаты и мораль-ная оценка оказывается тем выше, чем больше прояв-лено силы воли, мужества, трудолюбия и целеустремленности для достижения этого совпадения. Напри-мер, летчик-испытатель, рискуя жизнью, пренебрега-ет возможностью катапультироваться и спастись само-му, до конца старается отвести потерявший управле-ние самолет от населенного пункта, стремится спасти машину, чтобы легче установить и ликвидировать при-чину отказа, и это ему в конце концов удается.

Моральная оценка окажется также высокой, даже если это по не зависящим от летчика причинам не удаст-ся, при условии, что он сделал все, что мог.

Второй вариант предполагает, что высокий общест-венно полезный результат поступка, его соответствие моральным требованиям было достигнуто не вследст-вие подлинно моральных побуждений, а стимулирова-лось менее ценными или вовсе неморальными мотива-ми. Например, прыжок в холодную воду, чтобы вытащить из тонущей машины водителя и спасти его жизнь, может стимулироваться как сознанием долга и мораль-ным требованием оказания помощи, так и соображе-нием о том, что гибнущий человек остался должен тому, кто его спасает, не одну тысячу долларов, что придает поступку корыстную окраску и снижает его мораль-ную ценность. Моральная оценка мгновенно резко взле-тит вверх при условии, что все наоборот, долг числит-ся не за тонущим, а за его спасателем.

Третий вариант предполагает, что благородные мо-ральные мотивы и возвышенные чувства вследствие неразумности или безответственности человека обора-чиваются отрицательными последствиями. На память сразу приходит хоть и не человек, но медведь с его медвежьей преданностью своему другу -- человеку, на лбу которого он одним махом прихлопнул докучав-шую тому муху большим и увесистым камнем.

В этом же ряду находятся и многочисленные при-меры самоотверженной родительской любви и заботы о своих чадах, когда родители готовы потакать всяким капризам, делать все за своих детей и избавлять их от всякой серьезной ответственности за свою жизнь, что оборачивается разрушительными последствиями для личности ребенка, его неспособностью считаться с дру-гими и отвечать за себя.

И четвертый вариант рассматриваемого сочетания мотива и результата поступка предполагает их совпа-дение на негативной основе, -- когда неморальный или аморальный мотив воплощается в отрицательном, об-щественно вредном или опасном результате, вследст-вие чего поступок является законченным злодейством. Например, познакомившись с человеком из корыст-ных побуждений и втершись в доверие, воспользо-ваться удобным случаем, чтобы завладеть его иму-ществом.

Практически во всех случаях налицо имеется моди-фицируемая внешними обстоятельствами оценка объ-ективированного эффекта, воплощенного, опредмеченного результата нравственного потенциала личности, ее духовного богатства и развитости.

Целью моральной оценки в конечном счете и явля-ется стимулирование духовной развитости личности, совершенствование всех составляющих ее духовного и нравственного потенциала. Нравственный потенциал личности включает в себя поэтому не только добрую волю, чувство и сознание долга, бескорыстную готов-ность ему следовать и ответственность за его верное понимание, но и личную ответственность за свое уме-ние выполнить требования морали наиболее эффек-тивным, с точки зрения морали, способом, то есть за степень соответствия духовно-нравственного и пред-метного результата.

Вследствие своей сложности и трудности нравствен-ная оценка поступка не может быть простой и одно-сложной. Верной и справедливой она будет только тог-да, когда является развернутой и обоснованной. На-пример, «это поступок не только честного и порядоч-ного человека, но и обладающего большим мужеством и силой характера», или «он поступил благородно, но его помощь оказалась бесполезной», или «своим мол-чанием имярек позволил обидеть человека, что не де-лает ему чести».

Только при этих условиях моральная оценка в на-ибольшей степени будет способствовать выполнению своего назначения -- формировать нравственную куль-туру поведения человека и стимулировать справедли-вые и благородные отношения в обществе Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. - с. 295-305..

3. Список использованных источников

Перестройка и нравственность. Материалы «круг-лого стола» // ВФ. 1990. №7.

Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленин-ской этике. М., 1974.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998.

Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция. Философский альманах. М.,1992.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты