«Поступай всегда так, чтобы выражать абстракт-ные принципы истинной человечности, интересы чело-веческой личности, даже если так никто не поступает, и это противоречит коллективным, общим, обществен-ным (как разновидности общих) интересам!» -- вот логика морального сознания, и отступление от нее мо-жет быть объяснено, но никак не оправдано. Мораль-ное сознание не приемлет логики групповых интере-сов как критерия моральности -- будь то интерес родоплеменной общности, средневекового сословия или потерявшего свои очертания в конце XX в. класса. В основе его требований и ценностей лежит не коллек-тивное веление или совместное одобрение, а выраже-ние подлинной цели социальной формы движения ма-терии -- потребности развития человеческой личности, их осознание и реализация в ответственном поведении человека.
В связи с этим весьма важным для понимания спе-цифики морального сознания является выяснение его соотношения с общественным мнением. Ранее уже было показано, что регулятивная функция морали во мно-гом осуществляется при опоре на общественное мнение, в связи с чем некоторые исследователи, видящие в морали прежде всего ее связь с общим интересом, поч-ти отождествляют моральное сознание и общественное мнение. Раз моральные требования выражают волю социальной общности, а общий интерес является выс-шим критерием во взаимоотношениях человека и об-щества, то «естественно, что наиболее авторитетным субъектом моральной оценки выступает... обществен-ность», считает Л. М. Архангельский Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленин-ской этике. М., 1974. С. 97.
.
При этом общественное мнение он именно так и определяет, как «коллективное суждение по вопросам, имеющим общественный интерес» Архангельский Л. М. Указ. соч.
.
Действительно, общественность, понимаемая как субъект прозрачности, гласности, публичности в во-просах морали, является важнейшим фактором, воз-действующим на моральное сознание. Но именно в смысле обеспечения свободного и гласного, публично-го характера функционирования морального сознания, а не как его подмена выражением группового интере-са, который подминает и не дает свободно выразиться отличным от выраженного в «коллективном суждении» мнениям.
Поэтому более верной представляется точка зрения, что общественное мнение есть состояние общественно-го сознания, а не его часть. При этом оно может ха-рактеризовать не только моральное сознание, но и по-литическое, правовое, художественно-эстетическое, выполняя при этом экспрессивные, консультативные, директивные функции, вынося суждения и оценки, то есть внешне осуществляя процедуры, очень похожие на функции морали. Собственно, поэтому его и зачис-ляют в сферу морального сознания. Как и моральное сознание, общественное мнение носит неофициальный, неинституциональный характер, допускает дискуссионность и альтернативность суждений. То есть оно явно по своей форме может быть выражением морального сознания, его содержания.
Однако с таким же успехом оно может быть выра-жением содержания, расходящегося с содержанием и ценностями морального сознания, выражением клас-сового, социально-группового эгоизма, национализма и вообще групповщины, что становится все более вероятным в условиях растущей зависимости от общест-венного мнения, от средств массовой информации, находящихся в руках отдельных социальных групп. Общественное мнение, ранее подобно морали характе-ризовавшееся стихийным характером существования, теперь все больше становится организованным продук-том целенаправленной деятельности, навязываемым обществу и заставляющим его усваивать штампы и сте-реотипы суждений и оценок. В этом смысле общес-твенное мнение становится уже выразителем не мо-рального, а аморального содержания, ибо игнорирует важнейшее его условие -- уважение личной самостоятельности человека.
Таким образом, общественное мнение, складываю-щееся в атмосфере гласного, открытого, публичного обсуждения нравственных вопросов, препятствующе-го навязыванию односторонней позиции и обращенно-го к свободному человеку, оказывается действительно важным средством и способом выражения содержания морального сознания. Но при отсутствии этих усло-вий моральное сознание отдельного субъекта оказыва-ется искаженным и далеким от истинных моральных ценностей.
Итак, можно подвести итог рассмотрению специфи-ческой природы морального сознания и особенностей осмысления им действительности.
Моральное сознание характеризуется универсаль-ностью, всеобщностью, способностью все сделать объ-ектом суждения и оценки, которые она выносит с точ-ки зрения «всего человечества». За этой «Бесчеловеч-ностью», всеобщностью помещается общеисторическая потребность в признании и обеспечении ценности че-ловеческой личности, абстрактных принципов подлин-ной человечности, присутствующих в истории наряду с искажающими их конкретно-историческими интере-сами.
Вследствие этого моральное сознание стремится смягчить и отрегулировать столкновение и борьбу этих интересов, само оставаясь как бы над ними и отражая поведение и отношения людей друг к другу с позиций идеального долженствования, с позиций критической неудовлетворенности сущим и противопоставления ему некой идеальной справедливости, совершенства.
Поэтому моральному сознанию присущи императив-ность, повелительность и оценочность. Оно требует, вменяет человеку идеально-должную модель жизнеус-тройства и оценивает степень соответствия или несоот-ветствия его поведения этой модели.
Моральное сознание выступает в безлично-аноним-ной форме, обращая свои повеления и оценки от име-ни всех ко всем, и поэтому не приемлет отождествления с позициями и интересами отдельных общностей -- рода, племени, народности, нации, сословия или класса. Моральное сознание выражает не общий, а более глу-бокий и перспективный интерес в выработке свобод-ной индивидуальности, самостоятельной и ответствен-ной личности. Отношение к личности как цели и цен-ности исторического развития выступает поэтому в моральном сознании как критерий моральных ценно-стей и оценивания на их основе всех явлений социаль-ной действительности, в том числе сословных, нацио-нальных и классовых интересов, а не наоборот.
Моральное сознание может опираться на обществен-ное мнение, когда оно не противоречит его ценностям, но может и отвергать его с позиций индивидуальной честности и совести как индивидуального морального локатора Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. - с. 295-305.
.
3. Нравственный поступок и его оценка
Вся нравственная деятельность человека складыва-ется из его поступков, которые синтезируют в себе внешние, материально-вещественные его компоненты и внутренние, духовно-личностные, а также сами име-ют сложную структуру, элементы которой также оказывают воздействие на их объективную нравственную ценность. Обычно обыденное моральное сознание не затрудняется при вынесении моральной оценки того или иного поступка, однако при столкновении различ-ных оценок и необходимости их обосновать для обы-денного сознания начинаются непреодолимые труднос-ти. Неспособность морального сознания обосновать собственную моральную оценку с точки зрения ее объ-ективности и истинности вынуждает ее согласиться, что моральные оценки -- это дело субъективного вку-са, симпатий и антипатий, что, безусловно, снижает их авторитет и значение в жизни человека.
Поэтому этика стремится проанализировать саму процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых только и может спо-собствовать ее обоснованности и объективности.
Вообще человеческий поступок -- это не просто физическое действие, взятое с его натурально-вещест-венной стороны, а мотивированный и совершенный со-знательно акт общественно значимого поведения. Дейст-вия могут, как известно, совершать и животные, а вот поступки -- сугубо человеческая область деятельности.
Для лучшего понимания природы нравственного поступка полезно разделить все действия человека на действия-операции и действия-поступки. Первые оз-начают действия, взятые в их внешнем проявлении безотносительно к их значению, а вторые -- мотивированные и совершенные сознательно социально зна-чимые действия.
Их различия особенно заметны при воздержании, отказе от действия в условиях его нравственной необ-ходимости. Например, отказ в оказании помощи чело-веку, находящемуся в трудной ситуации, даже если при этом не совершены никакие действия, также явля-ется поступком, подлежащим моральной оценке.
Таким образом, действие само по себе, как и без-действие в определенных ситуациях, есть лишь носи-тель поступка, его «внешность», в то время как его сущностью является нравственное содержание и смысл. Сам же поступок есть объективация в действии (или бездействии) и его результате субъективно мотивиро-ванного отношения субъекта действия. Некоторые ав-торы даже считают возможным определить поступок как мотивированное действие. Это так, если считать мотивом вообще некоторую установку, ценностную ориентацию личности, независимо от степени ее осоз-нания и сознательного волевого руководства в поведе-нии именно этим осознанным мотивом. В противном случае так называемое немотивированное насилие, акты вандализма и разнузданного поведения, которые не являются выражением какой-то сознательной позиции и даже не нуждаются в какой-то мотивации для их совершении, окажутся за пределами моральной оцен-ки, которая ведь должна установить именно внутрен-нюю ценность поступка.
Для моральной оценки поступка, то есть установле-ния его морального качества, не столько важна его внешняя, операционная сторона, сколько именно цен-ностно-содержательная характеристика действия. При этом оценка должна охватывать поступок в его целост-ности, единстве внешних и внутренних составляющих, учитывать условия его совершения. Иначе она толь-ко случайно может оказаться справедливой, соот-ветствующей действительной нравственной ценно-сти поступка.
Поэтому, хотя люди ежедневно оценивают свои и чужие поступки, рассчитывая на свой жизненный опыт, нравственное чувство и интуицию, необходимо пони-мать, каким образом складывается моральная оценка и от чего она зависит, чтобы быть уверенным в ее точности и верности.
Прежде всего следует выделить факторы мораль-ной оценки, в качестве которых фигурируют условия совершения поступка, его внутренняя структура и со-держание и полученный результат.
Условия совершения поступка могут быть благо-приятствующими ему, нейтральными или непреодоли-мыми. Нравственная ценность поступка будет тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нрав-ственного долга и совести.
В предельно трудных ситуациях такая победа над обстоятельствами, зачастую угрожающими гибелью человеку, и над самим собой, ибо выполнение долга в таких условиях требует напряжения всех сил, называ-ется подвигом. И моральная оценка его будет тем выше и весомее, чем значительнее будут общественно полез-ные последствия содеянного.
Соответственно поступок, продиктованный злой волей, корыстным эгоистическим расчетом или совер-шенный бездумно, под воздействием антиобществен-ной установки, и направленный против требований морали, будет оцениваться как злодеяние, тяжесть и мрачность которого будет тем выше, чем больше упор-ства и подлости, хитрости и изворотливости будет про-явлено при его совершении и чем тяжелее и опаснее будут социальные последствия.
Однако внешние условия совершенного поступка лишь модифицируют моральную оценку, а его под-линную ценность составляют содержание, элементы структуры и результат.