Бэкон и его теория индуктивности
Бэкон и его индуктивный метод.
Введение.
Бэкон и его жизнь.
Научные труды.
Индуктивный метод.
Послесловие.
Литература
Введение
Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества,
которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания,
культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной
стране. Он сам, как бы провидя свою посмертную славу, писал: "Что
касается моего имени и памяти обо мне, то я завещаю их милосердной
людской молве, чужеземным народам и будущим векам".
К Бэкону полностью применима характеристика, данная Ф. Энгельсом
деятелям эпохи Возрождения, которые не стали еще рабами разделения труда:
"Что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в
самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в
практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии ... Отсюда
та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми".
Крупнейший политический деятель Англии первой четверти XVII в., юрист,
лелеявший идею реформы средневекового права, философ, социальный
мыслитель, историк, литератор, публицист - вот далеко не полный перечень
граней культурно-исторического феномена, имя которому - Бэкон.
И все же потомкам он известен прежде всего как выдающийся философ-
материалист и основоположник экспериментирующей науки. История, как это
часто бывает, произвела строгий, но в конечном счете справедливый отбор,
высветив в творческом наследии мыслителя и политика непреходящее и
оставив в тени другие стороны его деятельности, многие из которых
представлялись современникам (и действительно были) не менее важными.
Новая вспышка исследовательского интереса к Бэкону, и прежде всего к
Бэкону-философу, произошла в 60 - 70-х годах нашего века, после того как
в 1961 г. было отмечено 400-летие со дня его рождения. В 1968 г. в США
переиздано наиболее полное собрание сочинений Ф. Бэкона, впервые
опубликованное в 50 - 70-х годах прошлого века его соотечественниками Дж.
Спеддингом, Р. Эллисом и Д. Хитом. В СССР двумя изданиями вышел
двухтомник, включивший важнейшие философские труды Ф. Бэкона.Закономерен
интерес и к личности этого человека, жившего в эпоху перехода от
средневековья к новому времени.
Бэкон и его жизнь
Детство Бэкона - он родился 22 января 1561 г. - прошло в лондонской
резиденции отца Йорк-хаузе, на берегу Темзы, по соседству с дворцом
королевы. Расположение Порк-хауза довольно точно отражало и то место,
которое занимала семья Бэконов в придворной иерархии Елизаветы Тюдор.
Отец Фрэнсиса Николас Бэкон являл собой типичный образец "новой
знати", пришедшей на смену старой родовитой аристократии и занявшей
ключевые позиции в политической жизни тюдоровской Англии. Н. Бэкон сумел
получить высокое по тому времени образование: он окончил колледж Корпус-
Кристи в Кембридже со степенью бакалавра искусств, изучал право в
лондонской юридической корпорации Грейз-Инн, а на досуге читал сочинения
древнегреческих философов. Благодаря природной сметке, профессиональной
хватке и умению держать себя с власть имущими, Н. Бэкон достиг весьма
высоких ступеней на поприще юридической и государственной карьеры. В
течение 20 лет он занимал должность лорда-хранителя печати, одну из
наиболее высоких при елизаветинском дворе. Н. Бэкон пользовался
расположением и дружбой всесильного советника королевы Уильяма Сесила,
будущего лорда Бэрли, с которым к тому же находился и в родственных
связях: оба были женаты на дочерях Энтонк Кука, бывшего при Генрихе VIII
воспитателем наследного принца Эдуарда.
Мать Фрэнсиса, урожденная Анна Кук, была образованнейшей женщиной
своей эпохи. Она в совершенстве владела латынью, древнегреческим,
итальянским и французским языками. Фанатичная пуританка, Анна Бэкон
поддерживала личные контакты и переписку с ведущими теологами-
кальвинистами Англии и континентальной Европы. Ей принадлежит перевод на
английский язык ряда богословских трактатов.
Атмосфера придворных интриг и политических схваток заполняла покои и
залы Йорк-хауза. Кухня "большой политики" составляла содержание домашних
бесед. Сопряженность личных дел, интересов, наклонностей с проблемами
общегосударственными была одной из наиболее отличительных черт жизненного
уклада Бэкона. "Бэкон изощрил свой ум общественными делами, - заметил А.
И. Герцен, - он на людях выучился мыслить".
Весной 1573 г., после завершения домашнего образования, 12-летний
Фрэнсис и его брат Энтони, которому исполнилось 15, были отправлены в
Кембридж, в Тринити-колледж. К этому времени твердыни средневековой
университетской схоластики были в значительной степени поколеблены двумя
поколениями английских гуманистов. Поколеблены, но не уничтожены.
Университетское образование продолжало оставаться оторванным от
действительных потребностей жизни. Много лет спустя Бэкон с горечью
писал, что в Англии нет учебного заведения, где бы давалось образование,
необходимое для государственной деятельности, где бы молодые люди "прежде
всего изучали (помимо других наук) историю, новые языки, политические
книги и трактаты, чтобы затем приступить к государственной службе более
подготовленными и сведущими".
Именно здесь, в стенах Тринити-колледжа, Бэкон впервые осознал
бесплодие схоластических студий, освященных авторитетом Аристотеля,
причесанного в соответствии с философскими вкусами самих схоластов. Это
отрицательное отношение к средневековому аристотелизму Бэкон сохранил на
всю жизнь. И, может быть, именно в эти годы впервые посетила его
дерзновенная идея пересмотра всей системы человеческих знаний. Обучение в
Тринити-колледже пришлось прервать из-за чумы, свирепствовавшей в Англии
с лета 1574 г. В 1576 г. Фрэнсис и Энтони поступают в качестве студентов
в Грейз-Инн. Но уже через несколько месяцев отец добивается зачисления 15-
летнего Фрэнсиса в состав английского посольства во Франции. Жизнь в
Париже, посещение Блуа, Тура, Пуатье, непосредственное участие в
выполнении дипломатических поручений способствовали расширению кругозора
юного дипломата.
Внезапная смерть отца в феврале 1579 г. принуждает Бэкона вернуться на
родину. Младший сын, он получил весьма скромное наследство. Пришлось
всерьез задуматься о своем будущем. Без особого энтузиазма Фрэнсис вновь
поступает в Грейз-Инн, где тщательно штудирует "общее право". Юридическая
карьера его складывалась удачно. Уже в 1582 г. он получил адвокатский чин
барристера, а четыре года спустя, в возрасте 25 лет, стал одним из
руководителей коллегии барристеров.
В 1584 г. Бэкон был впервые избран в палату общин от Малкомба
(графство Дорсет) и потом заседал в ней регулярно. Начало его
парламентской деятельности совпало с резким обострением борьбы против
католических заговоров в стране и за ее пределами, которая приняла
характер борьбы за национальную самостоятельность страны перед лицом
европейской католической реакции. Угроза иностранного вторжения
способствовала временной консолидации разнородных социальных групп
английского общества. Сведения о парламентской деятельности Бэкона в этот
период крайне скудны. Его имя упоминается в парламентских документах 1584
г. и 1586 г. среди ораторов, выступавших по вопросу о суде над Марией
Стюарт, а также в числе членов специального комитета, созданного в связи
с обсуждением этого вопроса.
Научные труды
К религиозным проблемам Бэкон подходит с сугубо светской политической
меркой, заботясь прежде всего о стабильности государственных дел. Ему
чужды настроения пуритан, "движимых опрометчивой ненавистью ко всем
церемониям и порядкам времен римской церкви (как если бы все они без
различия были суеверными и грязными) и ведомых болезненным подражанием
некоторым протестантским церквам". В то же время он считает эти
настроения скорее обидными для церковных и светских властей, нежели
враждебными. В английской реформации Бэкон выделяет три важных момента:
"удержание внутри королевства значительных денежных средств, которые
прежде стягивались в Рим", закрытие монастырей, освобождение английских
королей от подчинения внешним политическим силам. Своеобразная
охранительная позиция в вопросах религии обусловила и его отношение к
правительственным преследованиям папистов и пуритан. Он рекомендует
прибегать к репрессиям против тех и других лишь в случае их публичных
выступлений или других действий, наносящих вред государству.
Гораздо больше, чем противоборство англичан, католиков и пуритан,
Бэкона привлекали занятия философией, историей, искусством. Мировоззрение
Бэкона изначально складывалось как светское в своей основе. Его молодость
совпала с порой бурного цветения английской гуманистической культуры.
Современниками Бэкона были выдающиеся поэты и драматурги, филологи и
антикварии, мореплаватели и пираты, люди холодного ума и горячих страстей
- Фрэнсис Дрейк и Уолтер Рэли, Томас Смит и Уильям Кемден, Джон Лили и
Томас Нэш, Эдмунд Спенсер и Филипп Сидни, Роберт Грин и Томас Кид,
Кристофер Марло и Уильям Шекспир...
В 80-е годы Бэкон написал первый и, к сожалению, несохранившийся
философский трактат "Величайшее порождение времени", где с молодой
энергией и отвагой выдвинул идею реформы всего человеческого знания и
сформулировал понятие нового, индуктивного метода, которое, по словам
издателя и крупнейшего знатока его философского наследия Эллиса,
"определило характер всех его теорий", оставаясь их душой, животворящим.
Но потребовалось долгих 35 лет напряженной работы бэконовского
интеллекта, прежде чем эта идея отлилась в чеканные афоризмы "Нового
Органона", придав особый многозначительный смысл всему, что за эти годы
вышло из-под его пера.
В 1597 г. в жизни Бэкона происходит и еще одно событие - он выпускает
в свет свой первый литературный труд "Опыты и наставления нравственные и