Бэкон и его теория индуктивности

жизненный уровень граждан Бенсалема, превосходящий современные Бэкону

европейские образцы.

В "Новой Атлантиде" подробно излагается разветвленная структура научно-

исследовательской работы ученых Дома Соломона, которая, как и общая

оценка целей его деятельности, полностью согласуется с бэконовской

программой развития научных знаний.

Можно только гадать, что должна была представлять собой "Новая

Атлантида" в законченном виде. Ее первый издатель духовник Бэкона У.

Раули утверждал, что в следующих разделах автор собирался дать

изображение социального строя Бенсалема. Если это свидетельство точно,

остается лишь сожалеть о неосуществленности замысла Бэкона. Да и

сделанное им заставляет усомниться в том, что идея сочинения, как считали

многие исследователи, состояла только в пропаганде идеи научной

кооперации и государственного субсидирования научных исследований при

абсолютном равнодушии к проблеме общественного устройства.

"Новую Атлантиду" делает утопией не вера в прогресс науки, а вера в ее

абсолютную социальную мощь. Наука выступает в утопии Бэкона как

единственный врачеватель язв и пороков общества и человека, как сила

способная самостоятельно преобразовать общество, сделать его счастливым и

процветающим, утвердить гуманистические принципы в отношениях между

людьми. Главное отличие стюартовской Англии от Бенсалема очевидно. Если в

последнем наука обладает исключительно социальными функциями, то в Англии

начала XVII в. приходилось лишь мечтать об обществе, где науке

принадлежит столь ответственная роль.

Идеи "Новой Атлантиды" вдохновляли многих деятелей Английской

революции (от одного из лидеров Долгого парламента Джона Пима до идеолога

диггеров Джерарда Уинстэнли), сумевших увидеть в сочинениях Бэкона,

защитника политического статус-кво и главное - государственной

стабильности, их глубокую внутреннюю приверженность идее развития и

изменения.

По свидетельству У. Раули, Бэкон прервал работу над "Новой

Атлантидой", чтобы ускорить составление "Естественной истории". Стареющий

философ спешил... Все чаще и чаще давали себя знать болезни. Летом 1624 и

осенью 1625 г. он находился между жизнью и смертью. Несколько раз

переделывает Бэкон текст завещания, проявляя особое беспокойство о судьбе

своих рукописей.

Индуктивный метод

Критерий успехов наук - те практические результаты, к которым они

приводят. "Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и

свидетели истинности философии". Знание - сила, но только такое знание,

которое истинно. Поэтому Бэкон приводит различение двух видов опыта:

плодоносных и светоносных.

Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу

человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких

связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон

считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить

плодоносные опыты. Недостоверность получаемого нами знания обусловлена,

считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на

силлогистическую форму обоснования идей, состоящую из суждений и понятий.

Однако понятия, как правило, образовываются недостаточно обоснованно. В

своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того,

что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия - результат

опытного знания, сделанного исключительно поспешно. Со своей стороны,

признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знания, Бэкон

считал, что главное - это правильно образовывать эти понятия, так как

если понятия образовать поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что

на них построено.

Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть

совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых

понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством

такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не

топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и

особенности этих двух методов познания: "Два пути существуют и могут

существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей

к наиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой

истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и

пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей,

поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее

общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный".

Хотя проблема индукции и раньше ставилась предшествовавшими

философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и

выступает первостепенным средством познания природы. В противовес

индукции через простое перечисление, распространенной в то время, он

выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую

новые выводы, получаемые на основании не столько в результате наблюдения

подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений,

противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен

опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым

отрицательным инстанциям, по Бэкону, - главная причина ошибок, суеверий,

предрассудков.

В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входит собирание

фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц

исследования - таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.

Если, используя любимый Бэконом пример, кто-то хочет найти форму тепла,

то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять

все то, что не имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует.

Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в

первой, но которые не обладают теплом.

Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца, которые

создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие от

луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять

все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует.

Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло

присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе, мы

можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а

именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип

исследования общих свойств явлений, их анализ.

В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента.

Для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять,

перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные,

прекращать его, связывать с другими и изучать в немного измененных

обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего

метода, однако не был защитником одностороннего его понимания.

Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени

опирался на разум при анализе фактов. Бэкон сравнивал свой метод с

искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в

мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые подобно

муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в виду алхимиков),

а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутину

знания из себя (имея в виду схоластов).

Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, и очищение

разума от заблуждений, которых он насчитывает четыре вида. Эти

препятствия на пути познания он называет идолами: идолы рода, пещеры,

площади, театра. Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной

природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, так как

"уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою

природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек

постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое

выражение в телеологическом приписывании природе конечных целей, которые

ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода. Привычку ожидания

большего порядка в явлениях природы, чем в действительности, можно найти

в них, - это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление

человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он указывал, что часто

орбиты вращающихся планет считаются за круговые, что необоснованно.

Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или

некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.

Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,

другие склонны отдавать предпочтение новому.

"Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и страсти, а это

порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность

того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных,

страсти пятнают и портят разум".

Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью

избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова

- только имена, знаки для общения между собой они ничего не говорят о

том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах,

когда люди принимают слова за вещи.

Идолы театра - это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты,

некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в

виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которых оказывала

сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину

дочерью времени, а не авторитета.

Искусственные философские построения и системы, оказывающие

отрицательное влияние на умы людей, - это своего рода "философский

театр", по его мнению.

Разработанный Бэконом индуктивный метод, лежащий в основе науки,

должен, по его мнению, исследовать внутреннее присущие материи формы,

являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства -

определенного вида движения. Чтобы выделить форму свойства, надо отделить

от предмета все случайное. Это исключение случайного, конечно, -

мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых

природ", или свойств, которые изучают физики. Простые природы - это такие

вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны

"алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон

ссылается на формы, как на "законы". Они - детерминанты и элементы

фундаментальных структур мира.

Сочетание различных простых форм дает все разнообразие реальных вещей.

Развитое Бэконом понимание формы противопоставлялось им умозрительному

толкованию формы у Платона и Аристотеля, так как для Бэкона форма -

своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.

В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений.

Причины могут быть разными - или действующими, которыми занимается

физика, или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку

индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.

Однако Бэкон в своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы

в развитии знания, хотя в его времена уже зарождался гипотетико-

дедуктивный метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное

предположение, гипотеза и из нее выводятся различные следствия. При этом

дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом

случае большая роль принадлежит математике, который Бэкон не владел в

достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только

формировалось.

Послесловие

В марте 1626 г., совершая загородную прогулку в карете, Бэкон решил

провести опыт по изучению влияния замораживания на сохранение пищевых

качеств мяса. Набивая снегом тушку курицы, он, вероятно, простудился и,

почувствовав недомогание, вынужден был остановиться в лондонском

предместье Хайгейт в доме своего друга лорда Арундела. Хозяин некоторое

время отсутствовал, и комната, которую отвели Бэкону, пропиталась

сыростью и холодом. У больного развился острый бронхит. 9 апреля 1626 г.

Бэкон скончался. Опыт, как успел сообщить он отсутствующему хозяину,

удался. Это были последние слова, продиктованные великим философом.

Несколько дней спустя Бэкон был похоронен в церкви св. Михаила в Сент-

Олбани.

В своей основе мировоззрение Бэкона отражало потенциальные интересы

новых классов Англии: буржуазии и джентри (нового дворянства). В этом

смысле его можно назвать идеологом становящейся буржуазии, который видел

дальше непосредственных, сиюминутных потребностей буржуазных классов.

Вместе с тем, выросший на определенной культурно-исторической почве, он

отставал от тех же самых сиюминутных потребностей и запросов, пытаясь

облечь новаторские идеи в оболочку старых форм, возложить роль

исполнителя и гаранта своих социальных и научно-философских проектов на

социальные и политические институты, исчерпавшие или почти исчерпавшие

свои потенциальные возможности, и ставил себя тем самым в положение

охранителя, "консерватора" этих институтов.

Как показал Ф. Энгельс, материализм XVII в. (даже позднее, в эпоху Т.

Гоббса) не мог стать и не стал учением революционной буржуазии и тем

более широких народных масс. "Это новое учение не только приводило в ужас

благочестивый средний класс, - оно в довершение всего объявило себя

философией, единственно подходящей .для ученых и светски образованных

людей, в противовес религии, которая достаточно хороша для необразованных

масс, включая сюда и буржуазию... оно было ненавистно среднему классу не

только за то, что являлось религиозной ересью, но и за то, что было

связано с антибуржуазным политическим направлением".

Тайна "противоречивости" Бэкона заключается в том, что в каждом

конкретном случае язык политической практики отличен от языка

политической теории и тем более от языка философского трактата. К тому же

политическая практика, протекающая в исторически определенной социальной,

политической, культурно-нравственной среде антагонистического общества,

неизбежно деформирует "изначальные" теоретические построения мыслителя. В

этом смысле социально-политическая доктрина Бэкона, сопряженная с его

общефилософским учением, разделяя судьбу "Новой Атлантиды", выступает в

виде своеобразной социально-философской утопии, неосуществимость которой

в исторических условиях Англии первой четверти XVII в. доказывает, между

прочим, и политическая деятельность ее творца.

Литература

1. В.М. Карев «Френсис Бэкон: политическая биография»

2. Ф.Бэкон. Сочинения, 2-е испр. и доп. изд. М., 1977-78.

Top of Form 1

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты