буддизм
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АГУ им. Абая
Кафедра: "Философии
Реферат
На тему: Буддизм
Выполнила:
Студентка 2 МТР
Михайлова А.Н.
Проверил:
Аюпов Н.Г.
Алматы 2000 г.
Содержание:
Введение
Возникновение буддизма, Сиддхартха Гаутама
Основные концепции Буддизма
Хинаяна и Махаяна
История распространения Буддизма
Китай
Туркестан
Корея
Япония
Вьетнам
Индия
Юго-Восточная Азия
Тибет
Заключение
Список литературы
[pic]
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-
5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая.
Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший
впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской
культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг
максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления
н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма
индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез
из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма
освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века
до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю
Азию и Сибирь.
Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18
сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г
до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и
привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и
Махаяну.
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила
название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название
северного буддизма.
Распространение буддизма способствовало созданию синкретических
культурных комплексов, совокупность которых образует так называемую
буддийскую культуру.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая
направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения
внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против
абстрактно-догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско-
ведийской традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была
выдвинута проблема бытия личности.
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех
благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности,
заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все
построения буддизма.
Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные
состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного,
освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает,
однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах
буддизма - как космическая реальность.
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение
желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так
называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей -
как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления
этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в
буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций
которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть
нарушены.
В буддизме отсутствует понятие ответственности и вины как чего-то
абсолютного, отраженьем этого является отсутствие в буддизме четкой грани
между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение или
отрицание аскетизма в его обычной форме. Нравственный идеал буддизма
предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим (ахинса),
проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной
удовлетворенности. В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие
между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика
так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом
которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и
внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления
служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из
основных средств преобразования психики и психофизиологии личности. В
качестве конкретного метода созерцательного размышления особенно популярны
дхьяны, получившие название буддийской йоги. Состояние совершенной
удовлетворенности и самоуглубленности, абсолютной независимости внутреннего
бытия - положительный эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или
нирвана.
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от
окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического
процесса, в который оказывается вовлеченным и мир. Результатом этого
является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и
материи, смешение индивидуального и космического, психологического и
онтологического и одновременно подчеркивание особых потенциальных сил,
таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим
началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность
человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это
волевое решение "Я", понимаемого как некая духовно-телесная целостность. Из
неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к
субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме
следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо
имманентен человеку и миру, с другой - что в буддизме нет надобности в боге
как творце и спасителе, то есть вообще как безусловно верховном существе,
трансцендентном этой общности. Из этого вытекает также отсутствие в
буддизме дуализма божественного и небожественного, бога и мира.
Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего
развития пришел к ее признанию. При этом произошло отождествление высшей
реальности буддизма - нирваны - с Буддой, который из олицетворения
нравственного идеала превратился в его личное воплощение, став, таким
образом, высшим объектом религиозных эмоций. Одновременно с космическим
аспектом нирваны возникла космическая концепция Будды, сформулированная в
доктрине трикаи. Буддийский пантеон начал разрастаться за счет введения в
него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с
буддизмом. Культ, охватывающий все стороны жизни буддиста, начиная от
семейно-бытовой и заканчивая праздниками, особенно усложнился в некоторых
течениях Махаяны, в частности в ламаизме. Очень рано в буддизме появилась
сангха - монашеская община, из которой с течением времени выросла
своеобразная религиозная организация.
Наиболее влиятельная буддийская организация - созданное в 1950 году
всемирное братство буддистов. Литература буддизма обширна и включает
сочинения на пали, санскрите, гибридном санскрите, сингалезском,
бирманском, кхмерском, китайском, японском и тибетском языках.
[pic]
Возникновение буддизма, Сиддхартха Гаутама
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше"
христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать
столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран
буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и
Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы
получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил
людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму
книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни
странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего
себя Буддой (санскр. buddha), что означает "просветленный высшим знанием",
"осененный истиной".
После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них
добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную
миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для
своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама
(отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее
за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.
Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно
другим людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя - увидела
однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время
она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через
подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и
возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец
Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига.
Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".
Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа,
безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьев
Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить
характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам
и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания,
переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана окружил ребенка
роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее
светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила
ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.