буддизм

позднее время из Шри-Ланки назад в Мьянмар и Таиланд и, наконец, из

Таиланда в Кампучию, а оттуда в Лаос.

Как я уже упоминал, учения Тхеравады были записаны на языке пали,

одном из индийских языков, более разговорном, чем санскрит. В каждой из

названных стран на языке пали читают одни и те же тексты, известные как

Трипитака, или "Три корзины". Однако в каждой стране для их записи

используется местный алфавит.

В странах, где получили распространение учения школы Тхеравады,

существует единая система монашеских обетов: традиции женского послушания и

монашества не получили развития, несмотря на наличие в рукописях текстов

обетов для монахинь.

Характерная особенность буддизма заключается в его приспособляемости к

культурам различных стран, где он получил распространение. Например, в то

время как во всех странах монашеские обеты принимаются на всю жизнь, в

Таиланде возник обычай принятия обета на определенный срок. В начале XIV в.

король Лугай на протяжении трех месяцев вел монашескую жизнь в одном из

мужских монастырей, что положило начало уникальному тайскому обычаю,

согласно которому мужчины имеют право принимать монашеские обеты на

короткое время. В Таиланде есть люди, регулярно принимающие обеты на год

или на несколько месяцев. Ничего подобного мы не находим ни в одной

буддийской стране. Более того, тайской культуре присуща вера в духов. В

этом контексте буддизм использовался следующим образом: монахи начитывали

различные священные тексты, чтобы защитить людей от злых духов. Монахи

считались избранными и высоко уважаемыми людьми, получавшими пропитание в

виде подаяния, население преданно поддерживало их регулярными приношениями.

Поскольку любой человек мог стать монахом, хотя бы на короткое время, это

никогда не рассматривалось как экономически тягостное явление. С другой

стороны, в Шри-Ланке традиция Тхеравады зачастую имеет научный характер.

Другие традиции Хинаяны, тексты которых были записаны не на пали, а на

санскрите, достигли расцвета в собственно Индии и затем из Индии

распространились на запад, затем на север и на восток вдоль Шелкового пути

через Центральную Азию в Китай. Наиболее важными из этих традиций были

Сарвастивада и Дхармагупта.

Сарвастивада отделилась от Тхеравады в конце правления короля Ашоки в

середине III в. до н.э., и достигла расцвета сначала в Кашмире и Гандхаре,

то есть на территории современного Пакистанского Пенджаба и Центрального

Афганистана. В конце III и начале II вв. до н.э. эти районы были захвачены

потомками греков, которые пришли сюда более века назад вместе с Александром

Великим во время его походов в Центральную Азию и северо-западную Индию.

Затем Сарвастивада распространилась на заселенные ими земли в Бактрии и

Согдиане. Бактрия располагалась в районе между горами Гиндукуш в

Афганистане и рекой Оксус (Аму-Дарья) и включала Афганский Туркестан и

часть территории современной Туркмении. Согдиана располагалась в основном в

районе между реками Оксус и Яксартес (Сыр-Дарья) и охватывала некоторые

районы современного Таджикистана, Узбекистана и, вероятно, Киргизии. В

середине 1 в. до н.э. она простиралась от Кашмира на север до Хотана в

южной части бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане. В конце 1 в. н.э.

большая часть этих территорий входила в состав Кушанской империи,

населенной центрально-азиатскими народами гуннского происхождения, которые

сосредоточились на северо-западе Индии. Кушанский король Канишка был

покровителем Сарвастивады и во время его правления были построены великие

пещерные буддийские монастыри и научные центры в Бамиане в Центральном

Афганистане, а также в Аджина-Тепе, Кара-Тепе и некоторых других местах в

южном Таджикистане около современного Термеза. Также во время его

царствования Сарвастивада из Кашмира попала в Ладакх. Из Хотана она начала

распространяться через города-оазисы пустынь Восточного Туркестана по

направлению к городу Куча, расположенному в северной части бассейна реки

Тарим, и в Кашгар на западе. Была завершена запись текстов Сарвастивады на

санскрите и начата работа по их переводу на хотанский язык. Однако в

Центральной Азии все буддийские тексты записывались на санскрите.

Принадлежащая Хинаяне школа Дхармагупты откололась от Тхервады в

начале IIв. до н.э. и достигла расцвета на территории современного

Белуджистана на юго-востоке Пакистана и в Парфянском царстве, особенно на

территории современного восточного Ирана и некоторых районов Туркмении.

Анализ священных текстов показывает, что начиная со II в. н.э., в северном

Китае главной школой Хинаяны была Сарвастивада, однако линия посвящения

монахов и монахинь пришла в Китай именно из школы Дхармагупты, отсюда она

распространилась на Корею, Японию и Вьетнам.

Тексты Махаяны начали записывать на санскрите, а открыто они появились

вскоре после окончания царствования короля Канишки во II в. н.э. Вначале

это имело место в районе Андхра на юго-востоке Индии, а затем эти учения

быстро распространились на северную Индию, Кашмир и, особенно, Хотан,

Начиная с IV в. в северной части Индии были построены великие монастырские

университеты, такие как Наланда и Викрамашила. Постепенно Махаяна попала

также в Западный Туркестан, где буддизм, как уже упоминалось выше,

исповедовался на территориях современной Туркмении, Таджикистана,

Узбекистана и Киргизии вплоть до арабских нашествий в VIII в., в результате

которых эти районы подверглись мусульманизации. Как уже говорилось ранее,

ранняя индийская Махаяна попала также в Кампучию, а через нее в южный

Вьетнам.

История распространения Буддизма

Китай

В середине II в. н.э. через Центральную Азию и Шелковый путь начались

контакты Китая с буддизмом. Монахи из купеческих семей Индии, Кашмира,

Согдианы, Парфии, Хотана и Кучи, многие из которых были уроженцами Китая,

начали переводить буддийские тексты с санскрита на китайский язык. Сначала

это были тексты Хинаяны, однако вскоре были переведены также священные

тексты Махаяны. В III-IV вв. Китай был раздроблен на различные княжества

делившиеся на северные и южные. В южном Китае, где продолжала существовать

более традиционная китайская культура, интерес к буддизму был чисто

философским, сопровождавшимся множеством рассуждений, часто путающих учения

Махаяны о пустоте или отсутствии воображаемых способов существования с

местными идеями небытия. На севере, где правили по большей части династии,

представлявшие народы некитайского происхождения, являвшиеся дальними

предками тюрков, тибетцев, монголов и маньчжуров, основное внимание

уделялось медитации, а также развитию и использованию экстрасенсорных и

экстрафизических сил.

Поскольку переведенные тексты не были отобраны в соответствии с какой-

либо системой, а термины часто заимствовались из конфуцианской традиции и

только частично были эквивалентны переводимым терминам, было много путаницы

относительно сущности учения Будды. Вследствие этого многие монахи

совершали путешествия по Шелковому пути в Центральную Азию или по морю с

целью привезти большее количество текстов и надеясь с их помощью устранить

неясности; с этой же целью они посещали великие монастырские университеты.

Так было собрано и привезено в Китай много текстов. При попытках сведения

всех этих текстов воедино они столкнулись с серьезными проблемами. В Индии

учения Махаяны не были еще достаточно унифицированы, и каждый паломник,

приносивший с собой связку текстов, имел различный подбор материала,

вследствие чего не было единого мнения о том, какие тексты считать

важнейшими учениями Будды. Таким образом возникли различные школы

китайского буддизма, отличающиеся друг от друга чаще всего тем, какой текст

и какой метод из тех, которым учил Будда, признавался главным.

В Китай буддизм попал также морским путем с юга. Одним из величайших

индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был Бодхидхарма. От мастера

Бодхидхармы развился так называемый чань-буддизм. В этом учении особое

внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и

вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма.

Как я уже отмечал, буддизм всегда стремится приспособиться к той

культуре, в которую он входит. В южном Китае также происходит адаптация

буддийских техник. Там также учат, что существует "мгновенное"

просветление. Это согласуется с конфуцианской идеей о том, что человек

добродетелен по своей природе, и исходит из концепции, что каждый обладает

природой будды. Чань-буддизм учит, что если человек сможет успокоить все

свои "искусственные" (суетные) мысли, то он сможет преодолеть все свои

заблуждения и препятствия в мгновение ока, и тогда немедленно наступит

просветление. Это не соответствует индийской концепции о том, что развитие

способностей идет в рамках постепенного длительного процесса создания

положительного потенциала, развивая сострадание и так далее путем активной

помощи другим людям.

В это время в Китае существовало огромное количество воюющих княжеств:

в стране царил хаос. В течение длительного времени Бодхидхарма

сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для

того времени и для тех условий; он разработал то, что в последствии стало

известно как боевые искусства, и начал Обучать этим искусствам.

В Индии не существовала традиция боевых искусств; что-либо подобное не

развилось позднее ни в Тибете, ни в Монголии, куда буддизм проник из Индии.

Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними. Поскольку разработанная

для Китая система боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями

тела, она согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела

описываются с точки зрения принятого в Китае традиционного представления об

этих энергиях, которое мы находим в даосизме.

Буддизму свойственно стремление развить этическую самодисциплину и

способность к концентрации с тем, чтобы личность была в состоянии

сосредоточиться на реальности, мудро проникая в суть вещей и преодолевая

заблуждения; а также разрешить собственные проблемы и максимально помочь

окружающим. Боевые искусства являются техникой, дающей возможность развить

те качества личности, которые могут быть использованы для достижения той же

самой цели.

В Китае и в Восточной Азии наиболее популярной буддийской школой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты