реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,
индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры
человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому
никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -
объективная, а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -
это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает
и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-
физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект
находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.
Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,
полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается
принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть
познано через формы своего выявления в чувственно-практической
деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная реальность и
физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные
явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую
тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как
субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и
материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две
субстанции - духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.
Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.
Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.
Самосознание
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его
компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее
начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих
мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря,
осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на
определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного
общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального
развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х
лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.
Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию
своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно
благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и
имеет возможности свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей
принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и
социальной группе.
Третий - самый высокий уровень развития самосознания - возникновение
сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других
людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать
поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость
и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким
образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и
сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и
самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности
или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я»
опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими
людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания,
формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами -
предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность
соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с
предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на
внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая,
напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его,
сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя
или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и
самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при
условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого
сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая
константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и
общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в
процессе углубления и расширения межличностных отношений.
Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности,
уникальности, неповторимости.
Бессознательное и его место в духовной жизни человека
Бессознательное в широком смысле – совокупность психических процессов,
операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде
психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или
система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин
«Бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и
группового поведения, действительные цели и последствия которого не
осознаются.
Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована
Лейбницем, трактовавшим её как низкую форму душевной деятельности, лежащую
за порогом осознанных представлений. Первую попытку материалистического
объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли, связавший его с
деятельностью нервной системы.
В начале 19-го века началось собственно психологическое изучение
Бессознательного. Динамическую характеристику последнего ввел Гербарт
(1824), согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между собой в
конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на
него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в
изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях
терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное
(гипноз). Исследования французской психологической школы позволили вскрыть
отличную от сознательной психическую деятельность, не осознаваемую
пациентом. Продолжил эту линию Фрейд, который представил бессознательное в
виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности
сознания. Бессознательные влечения по Фрейду могут выявляться и ставиться
под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Юнг помимо личного
бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного.
В 20 веке возникла и ныне существует мощная философская школа
психоанализа, которая специально занимается отношениями между сознанием и
сферой бессознательного. Бессознательным называют то, что достаточно редко
попадает под рационально-логический «луч», остается за гранью осознавания.
Бессознание включает в себя механизмы регуляции организма, наших движений и
действий, содержит стереотипы поведения, которым мы привычно следуем,
эмоционально- ценностные установки. Оно выступает вместилищем того, что мы
по разным причинам желаем забыть. Между сознанием и бессознательностью, тем
не менее, нет непреодолимой преграды, и вместе они составляют тот
внутренний мир, которым обладает каждый из нас.
Бессознательное представляет собой форму психического отражения, в
которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности
представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в
бессознательном отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. В
следствие этого, в бессознательном отсутствуют произвольный контроль
осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов.
Невычленность образа действительности из отношений к ней субъекта
проявляется в таких особенностях бессознательного, как нечувствительность к
противоречиям и вневременной характер бессознательного – прошлое,
настоящее, будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной
необратимости последовательности. Бессознательное находит свое выражение в
формах познания ребенком действительности, в интуициях, аффектах и т.д., а
также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины которых не
осознаются личностью.
В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений бессознательности:
1) Надиндивидуальные подсознательные явления, усвоенные субъектом как
членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной
общности поведения, влияние которых на его деятельность актуально не
осознается субъектом и не контролируется (подражание).
2) Неосознаваемые побудители деятельности – мотивы и смысловые
установки личности. По Фрейду – это «динамическое вытесненное
бессознательное», охватывающее нереализованные влечения, которые из-
за их конфликта с социальными нормами изгоняются из сознания и
образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к
действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся
в непрямых символических формах (юморе, обмолвках, сновидениях).
Важное значение имеют такие феномены бессознательного в
межличностных отношениях, как эмпатия (непосредственное
вчувствование), проекция (не осознанное наделение человека
собственными свойствами) и т.д.
3) Неосознаваемые операционные установки и стереотипы
автоматизированного поведения. Они возникают в процессе решения
различных задач и опираются на прошлый опыт.
4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16