отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря
специфическому механизму их регулирования.
В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая
идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно
глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она
характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию.
Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему
знаний о правовой основе, теорию правового развития на основе анализа
объективной действительности. При этом следует отметить, что на
формирование правовой идеологии значительное воздействие оказывает
экономический базис общества. В структуре правосознания важным элементом
является правовая психология, как специфическая форма его проявления,
включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение,
социальные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием самых
различных социальных явлений. В структуре правового сознания по
субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое
(например, классовое) сознание. Если выделить такой критерий, как уровни
отражения действительности, то следует развести следующие понятия:
обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное
правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей.
Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением
существенных связей и закономерностей действительности и находя свое
выражение в юридической науке и других формах сознания (например,
политическом и нравственном). На практике обыденное, профессиональное и
теоретическое сознание очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.
Специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает
существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую
систему, может выдвинуть свой нравственно-правовой идеал как символ
справедливости.
Нравственное сознание содержит в себе исторически изменяющиеся
нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В
основе нравственного сознания находится категория нравственности.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль
возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном
обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах
общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Мораль
поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Она выступала как
совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. В морали
отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и
требования общества к человеку. Нравственное сознание пронизывает все сферы
деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую
мораль и мораль семейную. Нравственные нормы, отраженные в категориях
добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности, имеют
конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества.
Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать
его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми
категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же
время сами определяются социальной деятельностью. Ф.Энгельс был прав в том,
что "представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от
века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Содержание морали
определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время
следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие
нравственные ценности и принципы - это такие принципы и нормы как гуманизм,
сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность,
великодушие, благодарность, дружелюбие.
Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин - этика.
Этика (греч., от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о
морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие
счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали.
Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо
она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и
норм, в виде идеалов и духовных потребностей.
Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно
выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная
потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная
ориентация, взгляды, чувства. В нравственном сознании следует выделить два
основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало
выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства,
представляющие личное отношение к различным сторонам жизни.
Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм,
принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла,
справедливости, совести.
Нравственное сознание связано с другими формами общественного
сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь
просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и
религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое.
И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые
принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера
государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и
обычаи. Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем
отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные
обычаями и традициями. Человек сам может оценить свои поступки и
происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как
субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует
отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными, мораль не
должна ограничивать свободу развития индивидуальности. Нравственное
сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против
несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только
экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением,
стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и
справедливости.
Эстетическое сознание Эстетическое сознание в системе форм
общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь
духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции,
поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как
эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства,
потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный
фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю
взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в
целом.
Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности
и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение
действительности. Объективной основой эстетического сознания является
природная и социальная действительность и общественно-историческая
практика. В процессе трудовой деятельности формируются духовные способности
человека, к числу которых относится и эстетическое сознание. С разделением
труда, обособлением искусства от других видов общественной деятельности
человека происходит окончательное формирование эстетического сознания.
Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие
человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается
индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.
Эстетическое сознание - один из способов отражения, осознания мира и
воздействия на него. Оно возникает на основе материально-производственной
деятельности человека, и с развитием этой деятельности формируются чувства
человека, освобождаясь от инстинктивной формы, возникают специфические
человеческие потребности, которые, в свою очередь, оказывают обратное
влияние на все стороны жизни человека. Элементами эстетического сознания
являются эстетический вкус и идеал, выступающие регуляторами оценки
человеком объектов эстетического восприятия и собственной деятельности.
Эстетический вкус - это умение понимать и оценивать прекрасное и
безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в жизни и в
искусстве.. Эстетический вкус выступает как способность личности оценить
достоинства (или недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее
представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и объективизировать эти
представления в конкретной деятельности, Особенность эстетического вкуса в
том, что он проявляется непосредственно, как эмоциональная реакция человека
на то, с чем он взаимодействует. По мысли И.Канта, вкус - это "способность
судить о красоте". В единстве с эстетическим вкусом как важный элемент
эстетического сознания выступает эстетический идеал, выполняющий также
регулятивные функции, но на более высоком уровне. Он содержит в себе
понимание сущности прекрасного, отражает лучшие черты личности, является
образцом, на которой ориентируются люди, он не только отражает прошлое и
настоящее, но и обращен в будущее.
В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть
искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным
ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности,
помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус
чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую
деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного,
практического освоения объективного мира. Искусство есть средство отражения
и выражения жизни в форме художественных образов. На искусство влияет
политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает
идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Произведения
искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно
на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или
религиозного мировоззрения. Через общественное сознание искусство влияет на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16