качества. Словом, покой относителен, а движение абсолютно, оно есть
неотъемлемое свойство, атрибут материи.
Итак, первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество
предмета. Существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного
качества к другому, с изменением качеств, состояния предмета. Это может
быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые
представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования
исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря
взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств.
Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его
существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе
имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности
взаимопревращений материи.
Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые
явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет
объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание
материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется
движением, выражает его конкретные формы (и проявления).
В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость.
Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о
начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал
возможность божественного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что
движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В
явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале
(исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами.
Последовательно это защищает диалектический материализм. Утверждая принцип
самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и
его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и
данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно
существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие
в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия)
- в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в
электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в
общественном развитии и т. п.
В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий
характер движения, философский материализм не отвергает существования в
мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм
подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов.
Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в
определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных
условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно
поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент
движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой – это как бы
.движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он
снимается этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором
равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к
определенной точке отсчета. Так, например, можно видеть, что любой возраст
человека, (допустим 18 лет) - это фиксированный момент в его постоянном
изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного
состояния некоторых свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и
19-летием.
Существуют качественно разнообразные формы движения материи. Идея о
формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу
классификации форм движения он положил следующие принципы:
1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем
организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна
соответствовать своя форма движения;
2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма
движения возникает на базе низших форм;
3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим
формам.
Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего
времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую
классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и
социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни
организации материи и обнаружила новые формы движения.
Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас
неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому
современная классификация форм движения материи включает:
пространственное перемещение;
электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных
частиц;
гравитационную форму движения;
сильное (ядерное) взаимодействие;
слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и
атомов);
геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах
- материках, слоях земной коры и т. д.):
биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на
клеточном уровне, наследственность и т. д.;
социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои
коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако,
представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из
принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития
применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет
систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции
материальных систем в направлении от простого к сложному, от низшего к
высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов,
происходящих в человеческом обществе.
Формы движения, перечисленные в указанной классификации, можно разбить
на 3 блока соответственно. Три важнейших этапа развития материи и три
возникшие в этом развитии сферы материального мира: неживая природа, живая
природа, обществу. Неживая природа характеризует взаимосвязь физической и
химической форм движения, живая – биологическая форма движения, а общество
- социальная форма движения. Основные генетические связи между этими
блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается
их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то
современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиболее
значительные изменения касаются соотношения механической, физической и
химической форм движения. Прогресс науки приведет к открытию новых форм как
материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления. В
процессе этого развития диалектико-материалистическое учение о формах
движения материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а
в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о
формах движения материи является трактовка общественных процессов как
социальных форм движения материи. Эта трактовка стала возможной благодаря
открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в
общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический
материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает
их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от
друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они
взаимодействуют, благодаря чему, и существует общество как особый уровень
организации материи.
Понятие сознания.
Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа
Сознание является одним из основных понятий философии, психологии и
социологии. Оно обозначает высший уровень психической активности человека
как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том,
что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов
предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный
характер. Это обусловливает творческое преобразование действительности
первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде
представлений, мыслей, идей и др. духовных феноменов, образующих содержание
сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и др.
знаковые системы), приобретая форму идеального и выступая как знание.
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его
существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за
рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории
человеческого общества. Главным условием возникновения и развития
человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная
речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует
кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает
создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности
сознается как цель их сотрудничества.
Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет
продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание
предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их
творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как
воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.
Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку.
Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-
исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при
постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле
сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как
осознанное бытие.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические
характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-
знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16