Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ И В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ
Введение
Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее
подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий,
философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы
о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.
Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи
и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или
старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о
жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.);
жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь -
борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть
глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла"
(Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и
т.п.
Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для
философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе,
соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в
этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть
вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные
практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.
Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается
механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с
геномом.
Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически
опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное
бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование
амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек
должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может
смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира,
где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной,
не испытывать "насыщения днями" как библейские пророки - может ли быть что-
то более заманчивым?
Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй,
единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые,
любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и
делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся
назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера,
необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть
поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном
отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, что
лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться
жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к
ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите"
сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение
неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".
Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в
трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников,
размышлявший о возможности "воспитания инстинкта естественной смерти",
писал о Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту
задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная
любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это - напрасная надежда. К
чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком
же критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их, растить и
блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их,
я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой
истины. А истина - смерть".
Проблема смерти
Смысл смерти
Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. И
центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с
проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно
ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни,
возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью
жизни.
Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в
этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с
концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность
жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть -предельный ужас и предельное
зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и
жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.
Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к
смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно
умереть и как победить смерть.
Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец,
свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В
бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности.
Но между жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую
переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва. Гейдеггер
говорил, что обыденность парализует тоску, связанную со смертью.
Обыденность вызывает лишь низменный страх перед смертью, дрожание перед ней
как перед источником бессмыслицы. Смерть есть не только бессмыслица жизни в
этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указывающий на
существование высшего смысла жизни.
Не низменный страх, но глубокая тоска и ужас, который вызывает в нас
смерть, есть показатель того, что мы принадлежим не только поверхности, но
и глубине, не только обыденности жизни во времени, но и вечности. Вечность
же во времени не только притягивает, но и вызывает ужас и тоску. Смысл
смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что
отсутствие конца во времени есть бессмыслица.
Но смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть
реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть
явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание,
изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть
постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и
человеческой души.
Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые
являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают
человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве
происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с
животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не
увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только
тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие.
Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный. Стремление к
вечности всего бытия есть сущность жизни. И вместе с тем вечность
достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего
живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем
более ее подстерегает смерть.
Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое
страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти.
Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть есть смерть и сеяние
смерти. Смерть есть на дне всякой злой страсти. Никакого другого зла, кроме
смерти и убийства не существует. Смерть есть злой результат греха.
Безгрешная жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть есть отрицание
вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки
вернуть творение к небытию. Смерть сопротивляется Божьему творению мира,
она есть возврат к изначальному небытию.
Смерть отрицательно свидетельствует о силе Божьей в Мире и о Божьем
смысле, обнаруживающимися в бессмыслице. Можно даже сказать, что мир
осуществил бы свой безбожный замысел бесконечной (невечной) жизни, если бы
не было бы Бога, но так как есть Бог, то этот замысел неосуществим и
кончается смертью. И Сын Божий, Искупитель и Спаситель, абсолютно
безгрешный и святой, должен был принять смерть, и этим освятил смерть.
Отсюда двойное отношение христианства к смерти. Христос смертью смерть
попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую
смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к
жизни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира должна быть проведена через
смерть, через распятие. Без этого она не может прийти к воскрешению, к
вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и полнота жизни, вечность жизни.
Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.
Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые
больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она
кладет конец крайней физической боли или печальному умственному упадку.
Однако неправильно говорить о смерти как о ”вознаграждении”, поскольку
подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного
переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда
смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то,
за что он стоит, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным,
чем если бы он поступил любым другим образом.
Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и
необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно,
без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту
выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным
прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.
Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны.
Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей
повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и
драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность
смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует
несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные