Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия

историей, а также в современных делах.

Трагедия и парадокс смерти

Смерть, которая порождается природной закономерностью и к которой

человек приговаривается биологическим процессом, есть самое индивидуально-

личное в человеке. И она есть прежде всего прекращение сообщений с другими

людьми и с жизнью космоса. Каждый человек должен пройти через трагедию

смерти. Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть

смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое

больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной

жизни, или один из выходов. Такими парадоксами наполнена наша жизнь. Плохая

бесконечность жизни как раз и делала бы человека конечным существом.

Парадокс смерти имеет в мире не только этическое, но и эстетическое

свое выражение. Смерть уродлива, и она есть предельное уродство,

разложение, потеря лица, потеря всякого облика и лика, торжество низших

элементов материального мира. И смерть прекрасна, она облагораживает

последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми, она

побеждает уродство пошлости и обыденности. Смерть - это предельное зло,

благороднее жизни в этом мире. Красота, прелесть прошлого связана с

облагораживающим фактом смерти. Именно смерть очищает прошлое и кладет на

него печать вечности. В смерти есть не только разложение, но и очищение.

Испытания смерти не выдерживает ничто испортившееся, разложившееся и

тленное. Это испытание выдерживает лишь вечное. Нравственный парадокс жизни

и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим,

к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о смерти, как о тайне

жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Трагедию смерти можно сознать лишь при остром сознании личности.

Трагедия смерти ощутима лишь потому, что личность переживается как

бессмертная и вечная. Трагична лишь смерть бессмертного, вечного по своему

значению и назначению. Смерть смертного, временного совсем не трагична.

Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная Божья

идея, вечный Божий замысел о человеке. Личность не рождается от отца и

матери, личность творится Богом. Человек в этом мире есть смертное

существо. Но он сознает в себе образ и подобие Божье, личность, сознает

себя принадлежащим не только к природному, но и к духовному миру. И потому

человек почитает себя принадлежащим не только к природному, но и духовному

миру. И потому человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится к

вечности. Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее

к нетленному миру, но он есть духовное существо не естественно и

фактически, он есть духовное существо, когда он осуществляет себя духовным

существом, когда в нем побеждает дух и духовность, овладевает его

природными элементами. Бессмертным оказывается вид, род, а не индивидуум.

Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность. Фихте или

Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая личность и

ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу,

мировому разуму и т.п.

Материализм, позитивизм и т.п. учения примиряются со смертью,

узаконивают смерть и вместе с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь

на могилах покойников. Отношение к смерти стоическое или буддийское

бессильно перед ней и означает победу смерти, но оно благороднее родовых

теорий, совершенно забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение к

смерти всегда печально и меланхолично, в нем всегда есть печаль

воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение к

смерти победно. Только христианство знает победу над смертью. Христианство

учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой

борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных

сил с силами смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического

факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о

бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство

прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и

вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и

бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и

духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и

смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не

природными, а сверхприродными силами.

Ужас смерти есть не только ужас смерти личности, но и ужас смерти

мира. Есть личный Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис- есть

откровение о смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не

только человек, не только народы и культуры, но и все человечество в целом,

и весь мир, вся тварь. Апокалипсис есть не подлежащий рационализированию

парадокс времени и вечности. Конец нашего мира наступает во времени, еще в

нашем времени. Но он также есть конец нашего времени, и потому он за его

пределами. Конец мира, как и каждого отдельного человека, есть событие и

имманентное, и трансцендентное. Ужас и тоска и вызываются этим непонятным

для нас совмещением имманентного и трансцендентного, посюстороннего и

потустороннего, времени и вечности. Для каждого из нас и для всего мира

наступает катастрофа, скачок через бездну, непостижимый выход из времени, в

самом времени совершающийся. Если бы наш греховный мир в нашем греховном

времени был бесконечным, не знал конца, то это был бы такой же злой кошмар,

как и бесконечное продолжение во времени жизни отдельного человека. Это

было бы торжеством бессмыслицы. Страшный суд над личностью и миром во

внутреннем своем понимании есть не что иное, как обретение смысла, как

установка ценностей и качеств.

Парадокс времени и вечности существует также и для судьбы личности.

Бессмертная и вечная жизнь объективируется, натурализуется, и тогда говорят

о ней как о загробном существовании. Но бессмертная, вечная жизнь, не

объективированная и не натурализованная, взятая изнутри, есть жизнь

принципиально иного качества, чем вся природная и даже сверхприродная

жизнь, она есть жизнь духовная, в которой вечность наступает уже во

времени. Вечная жизнь может раскрыться в каждом мгновении, в глубине

мгновения как вечное настоящее. Вечная жизнь не есть будущая жизнь, а жизнь

настоящего, жизнь в глубине мгновения. В этой глубине мгновения происходит

разрыв времени. Поэтому этически ложна та установка, которая ждет вечности

в будущем, как загробного существования, ждет смерти во времени, чтобы

приобщиться к вечной божественной жизни. В будущем, в сущности, никогда не

наступит вечности, в будущем есть лишь дурная бесконечность. Так можно

представить себе лишь ад. Вечность и вечная жизнь наступает не в будущем, а

в мгновении, т.е. выходе из времени, в перекрещении вечной проекции жизни

во времени.

Смерть существует извне как некоторый натуральный факт, наступающий в

будущем, и она означает овременение бытия, проекцию жизни в будущем. Но

преодоление смерти и победа над ней означает не забвение и не отсутствие

чувствительности к ней, а принятие ее внутрь духа, когда она перестает уже

быть натуральным фактом во времени и становится обнаружением смысла,

идущего из вечности. Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и

цивилизаций, как и смерть исторических форм государства, общества и

бытового уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о

том, что они не исполнены и искажены. Смерть наступает для жизни, которая

не реализует себя по божественному смыслу и божественной правде. Смерть -

не только торжество бессмыслицы, результат греха и возобладание темных сил,

но и торжество смысла, напоминание о божественной правде, недопущение

неправды быть вечной.

Проблема бессмертия

Проблема бессмертия - основная, самая главная проблема человеческой

жизни, и лишь по поверхности и легкомыслию человек об этом забывает. Иногда

он хочет убедить себя, что забыл, не позволяет себе думать о том, что

важнее всего. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований

дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо,

поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в

последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за

бессмертие. Смерть есть явление еще внутри жизни, а не по ту сторону, самое

потрясающее явление, пограничное с трансцендентным.

Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и всякое

углубление жизни ставит все тот же вопрос. Было построено много типов

религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении

реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о

бессмертии души; учение о перевоплощении душ; мистико-пантеистическое

учение о слиянии с Божеством; идеалистическое учение о бессмертии идей и

ценностей; христианское учение о воскресении целостного человека;

притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на

земле и через возможность земного счастья. Спиритуалистическое учение о

бессмертии души сулит бессмертие лишь части человека, а не целостному

человеку. Учение о перевоплощении еще менее дает бессмертия целостному

человеку, оно предполагает его разложение на отдельные элементы и ввержение

человека в космический круговорот, оставляет его во власти времени. Человек

может перейти в нечеловеческий род существования. Учение о слиянии с

божеством не означает бессмертия личности, а лишь бессмертие безличных идей

и ценностей. Идеалистическое учение также не означает бессмертия личности,

а лишь бессмертие безличных идей и ценностей. Отворачивание от темы о

бессмертии через обращенность к грядущему счастью человечества говорит о

неразрешимости этой темы и о вражде к ее постановке. Только христианское

учение о воскресении целостного человека отвечает на поставленный вопрос,

но с ним связано много трудностей.

Бессмертие божественного в человеке

Вопрос о смерти и бессмертии неразрывно связан с сознанием личности, с

личной судьбой. Если потерять острое сознание личности и забыть о ее

единственной и вечной судьбе, то можно утешить себя тем, что жизнь в

природе, в роде вечно возрождается и бессмертна. Человек, как личность,

борется со смертью во имя бессмертия. Биологи говорят, что смерть- есть

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты