Человек перед лицом смерти и в поисках бессмертия

также было бы кошмаром, и вызывало бы желание смерти. У индусов

перевоплощение было пессимистическим верованием. Буддизм, прежде всего,

учит пути освобождения от мук перевоплощения. Верование в перевоплощение

безблагодатное, и не дает освобождения от кармы. В нем безвыходность, нет

выхода времени в вечность. Кроме того, учение о перевоплощении оправдывает

социальную несправедливость, кастовый строй. Ауробиндо говорит, что тот,

кто поддается печали и боли, кто раб ощущений, кто занят эфемерными

предметами, не знает бессмертия.

Л. Толстой признает личную жизнь ложной жизнью, и личность не может

наследовать бессмертия. Смерти нет, когда преодолевается личная жизнь.

Учение Ницше о вечном возвращении есть античная греческая идея, которая

знает лишь космическое время и целиком отдает человека во власть

космического круговорота. Это кошмар того же типа, что идея бесконечного

перевоплощения.

Наиболее персоналистический и человеческий, человечный характер носит

учение Н. Федорова о воскрешении. Он требует возвращения жизни всем умершим

предкам, не соглашается, чтобы кто-либо из умерших был рассматриваем как

средство для грядущего, для торжества каких-либо безличных объектных начал.

И речь идет о воскрешении целостного человека. Это не должно быть пассивным

ожиданием воскресения мертвых, а активным участием, т.е. воскрешением.

Кошмарная идея ада связана была со смешением вечности и

бесконечности. Но совершенно нелепа идея вечного ада. Ад есть не вечность,

никакой вечности нет, кроме вечности божественной. Ад есть плохая

бесконечность, невозможность выйти из времени в вечность. Это есть

кошмарный призрак, порожденный объективацией человеческого существования,

погруженного во время нашего эона. Если бы существовал вечный ад, это было

бы окончательной неудачей и поражением Бога, осуждением миротворения, как

дьявольской комедии.

Тема бессмертия человека заняла свое место в материалистическом

мировоззрении. Материализм, всегда стремившийся понять мир без каких-либо

субъективистских в него привнесений, с таких позиций развивал и данную

тему. Однако материалисты античности исповедовали не столько стихийную

диалектику, сколько механицизм, особенно в форме атомизма.

Идеалистическая система доказательств посмертного существования

личности включает в себя немало и рациональных доводов. Например, Сократ

говорил, что подобно тому, как сон противоположен бодрствованию и переходы

между ними суть пробуждение и засыпание, противоположностью жизни является

смерть, а переходом между ними - умирание и оживление. Поскольку же природа

не должна хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживлением. И

Сократ заключает: ”Поистине существуют и оживление, и возникновение живых

из мертвых. Существуют и души умерших, и добрые между ними испытывают

лучшую долю, а дурные - худшую”. Сократ также верит и в переселение душ.

Китайский философ Ян Чжу (ок.440 - 360 до н.э.) говорил, что смерть

равняет всех: ”При жизни существуют различия - это различия между умными и

глупыми, знатными и низкими. В смерти существует тождество - это тождество

смрада и разложения, исчезновения и уничтожения… Умирают и десятилетний, и

столетний; умирают и добродетельный, и мудрый; умирают и злой, и глупый”.

Ян Чжу категорически отрицал возможность личного бессмертия: ”Согласно

законам природы, нет ничего, что не умирало бы. Долгая жизнь человеку ни к

чему. Если человек раз уже о чем-то слышал и, если он уже прошел через все

это, то и сто лет покажутся ему достаточным сроком, чтобы все ему крайне

надоело: ни тем более ли горькой показалась бы ему долгая жизнь?”. Если за

свою долгую жизнь человек не осуществил своего назначения, она не будет

достойной и правильной, проживи он хоть 10000 лет. Но Ян Чжу решительно

против преждевременного пресечения жизни: ”Раз уже человек живет, то он

должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению и

исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти.

Когда же придет смерть, то и к ней следует отнестись легко, предоставив ее

естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы

оставить свободу исчезновению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом

промежутке между рождением и смертью? ”.

Согласно учению черваков (древнеиндийская школа философии),

существование мира обусловлено самопроизвольными комбинациями материальных

элементов, и потому нет необходимости допускать бытие бога - творца. Можно

обойтись без веры в бессмертие души. То, что люди называют душой, на самом

деле есть обладающее сознанием живое тело. Существование души вне тела

недоказуемо, поэтому и бессмертие ее доказать нельзя. После смерти организм

снова разлагается на первоначальные элементы, соответствующей комбинацией

которых он был. Человек в реальном мире испытывает и наслаждения, и

страдания. Устранить последние полностью нельзя, однако их можно свести к

минимуму, а первые, наоборот, к максимуму. Религиозные же понятия о

добродетели и пороке - выдумка авторов священных книг.

Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса:

”Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха

смертью, земля - воды смертью. Огня смерть - воздуха рождение, и воздуха

смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды

рождается воздух, из смерти воздуха - огонь, и наоборот”. В этот круговорот

он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из

переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство

противоположностей: ”Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью

друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.

Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям -

христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.

Христианское понимание смерти и бессмертия исходит из

ветхозаветного положения: "День смерти лучше дня рождения" и новозаветной

заповеди Христа"... я имею ключи от ада и смерти". Богочеловеческая

сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как

целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт

искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и

чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и

стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть

личность.

Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к

жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую

и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление

к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в

Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын

Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в

пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не

трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых

и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению

одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило,

заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а

тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.

Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного

жида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу

и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за

что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в

век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа,

который один может лишить его постылого бессмертия.

Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти,

голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь

без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности.

Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают

плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя".

Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти:

"Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство

категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе,

его жизнь и смерть " в воле Божьей".

Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности

человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На

вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает

ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он

ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается

высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие

воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в

загробную жизнь является необходимой,

поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не

с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает

творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена

"запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий

приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали

и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может

находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире.

Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники

могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это

прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и

вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также

"черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".

Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно

юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников -

огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову

дьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часе

нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, -

может быть, час уже близок".

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от

христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы:

"Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а также: может ли

познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается

только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как воплощение

трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о

переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо

снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного,

божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма

существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для

каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь

"хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и

т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным

несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное

прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в

постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость,

бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что

"рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретения

нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления,

блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем

не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно

трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания

смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека,

видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не

видевшего высшей жизни".

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении,

невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо

обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения

к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из

"круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию,

стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других

восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к

самоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным,

ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей, а только

приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую

привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности

есть непрерывная смерть".

Концепции смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и

атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов

часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть -

непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной.

Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни

тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку

смертью.

Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива

трех возможных путей решения этой проблемы.

Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и

просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже

элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество,

энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем.

Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот

бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать

сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот вид

бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в форме

парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно

отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтому

зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе

невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали.

Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах

материального и духовного производства, которые входят в копилку

человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что

человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей

К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально

самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие

каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается

открытым.

Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб

деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не

ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума,

соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей

просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них

- не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных

делах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека

уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам,

станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.

Заключение

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из

"горячих" точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к

проблеме смерти обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который

в принципе может привести к самоуничтожению человечества.

Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и

смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете и еще

один миллиард приближается к отметке, полтора миллиарда землян лишены какой-

либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать. В мире

700 миллионов безработных. Миллионы людей во всех уголках земного шара

страдают от расизма, агрессивного национализма.

Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к

презрению жизни как своей, так и другого человека. Вакханалия терроризма,

рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств - это

симптомы глобальной патологии человечества на рубеже XX - XXI вв. В то же

время на рубеже 60-х годов в странах Запада появилась биоэтика -

комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии,

медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на

новые проблемы жизни и смерти.

Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и по

отношению к телесному собственному и духовному бытию и реакции общества на

угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем

человечества.

Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал

З.Фрейд), то каждый имеет естественное, врожденное право не только жить,

каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из

особенностей XX в. является то, что гуманизм и гуманные отношения между

людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше

любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что

большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность

можно считать понятием, производным от гуманизма.

Используемая литература

. Философия. Учебное пособие для студентов. 1997 г.

. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и

бессмертии. М.: Политиздат, 1991.

. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.

. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты