Даосизм как религия и философия

психической жизни человека. Напротив, отстраненность субъекта, отсутствие

деструктурирующего вмешательства активности его личности, его

индивидуального “Я” приводит к более полному проявлению специфики каждого

феномена как такового, к максимальному выявлению его собственного Дао (т.

е. Дао “всех вещей”). Подобное следование “всех вещей” своей собственной

природе (а под “всеми вещами” можно понимать как внешние объекты, так и

явления внутренней жизни, т. е. психические феномены) имело большое

значение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, так как позволяло

даосу решать сенсорно-перцептивные и моторно-двигательные задачи,

встававшие перед ним во время занятий теми или иными видами практической

деятельности, которые могли рассматриваться как конкретные средства

претворения принципов Дао на практике.[32]

5.1. Тренировка тела и духа

С глубокой древности в Китае существовали приемы и методы тренировки

тела и духа ради достижения, как говорили даосы, «полноты жизни», высшей

просветленности сознания и в конечном счете - бессмертия в

вечнопреемственности Великого Пути. Эта практика личного совершенствования,

подкрепленная откровениями родоначальников даосизма, со временем стала

подлинной сердцевиной даосской традиции. Таких искателей вечной жизни в

Китае с древности называли словом сянь (в русской литературе они именуются

по-разному: небожители, бессмертные, блаженные).

Подвижничество даосских сяней включало в себя множество различных

практик: гимнастические и дыхательные упражнения, диету, прием снадобий,

медитацию, воинскую тренировку и даже использование секса для укрепления

жизненных сил. С течением времени эти формы «претворения Дао» становились

все более сложными и утонченными, обрастали все новыми деталями, но и все

сильнее влияли друг на друга. Так в конце концов сложился широкий синтез

духовно-телесной практики позднего даосизма. Ядром же даосской традиции

неизменно оставались довольно замкнутые, немногочисленные школы,

обеспечивающие «передачу Дао» от учителя к ученику. (То была, в сущности,

единственно возможная форма бытования мудрости Дао в китайском обществе).

Хотя преемственность Дао была по сути своей безыскусным актом самосознания

творческой воли или, по-другому, «духовного пробуждения», это событие

приуготовлялось и становилось возможным благодаря обширнейшему набору самых

разных практик. Например, в даосской школе Дикого гуся использовалось более

70 комплексов упражнений - дыхательных, медитативных, физических и проч. И

каждый ученик, мечтавший о том, чтобы стать законным учителем школы, должен

досконально усвоить все.

Быть даосом, приверженцем Дао - значит претворять Путь: неустанно и

сознательно идти вперед. И, следовательно, непрестанно совершенствовать

себя.

Тело служило для даосов ближайшим прообразом бытия Дао, что объясняется

несколькими причинами:

Во-первых, тело есть нечто заданное нашему опыту: мы рождаемся и

приобретаем сознание, уже обладая телом. В сущности, тело и есть наш

«изначальный облик», который, по слову Чжуан-цзы, «существует до нашего

появления на свет». Это внутреннее, ноуменальное, чисто символическое тело

- в конечном свете тело самого Дао - существует «нераздельно и неслиянно» с

материальными телами, подобно тому, как чистое зеркало, вмещая в себя все

вещи, само не тождественно им, а сила воображения, выявляя образы, не

сводится к предмету созерцания.

Во-вторых, тело мыслится в даосизме как сгусток жизненной энергии или

мирового дыхания (ци): даос, заявлял Чжуан-цзы, «не смотрит глазами и не

слышит ушами», но внимает «жизненными токами». Тот, кто следует Дао,

взаимодействует с другими существами в пространстве единого энергетического

тела, «сердца Неба и Земли». И как тело претворяет появления сознания, так

и даосский мудрец обладает способностью предвосхищать мысли и чувства

окружающих, ибо он постигает сами «семена вещей».

В-третьих, тело воплощает и цельность (являясь в этом отношении

прототипом Пустоты), и многообразие нашего восприятия: единство телесной

интуиции таится внутри хаоса наших ощущений. Нелишне напомнить, что

рассматривали тело как совокупность большого числа точек, имевших не только

физиологическую, но и подлинно космическую значимость: то были своеобразные

отверстия каналов, связывающих человеческое тело с «телом Хаоса».

«Регулирование тела» (тяо шэнь) включало в себя различные способы

физического и химического воздействия на организм. К первым относились

комплексы динамической и статической гимнастики, водные и солнечные ванны,

пешие прогулки и прочие виды физических упражнений. Вторые сводились,

главным образом, к диете и употреблению всевозможных снадобий и пилюль

растительного, животного и минерального происхождения с целью очищения

организма и взращивания в нем зародыша бессмертного духа.

«Регулирование дыхания» (тяо си) представлено несколькими системами

дыхания, в том числе естественными, «перевернутыми» (когда при вдохе

втягивается живот), «утробным», осуществляемом помимо органов дыхания, и

проч. Но во всех случаях дыхание должно быть, согласно традиции, «ровным,

глубоким, плавным, легким, медленным».

Понятие «Регулирование сердца» относилось к приемам и методам

сосредоточения и самоконтроля. Здесь наибольшее значение имели принципы

«сбережения единства» (шоу и), или «сбережения середины» (шоу чжун),

означавшее поддержание внутренней целостности сознания; «погружения в

покой» (жу цзин), т.е. отстрнение от потока мыслей и душевного волнения;

«присутствие мысли» (цунь сян), что означало концентрацию внимания в

определенной части тела, и т.п. Многие даосские авторы оставили описания

различных ступеней и состояний медитативной практики.

С течением времени практика «тренировки энергии» была разработана

даосами с необыкновенной тщательностью. В поздних компендиумах даосского

совершенствования один только этап превращения «семени» в «дыхание» включал

в себя не менее шести ступеней: первая ступень - «тренируй себя», т.е.общая

подготовка к медитации; вторая - «регулирование эликсира», т.е. настройка

дыхания и сознания; третья - «порождение эликсира», т.е. выработка энергии

в Нижнем Киноварном поле; четвертая - «отбор эликсира», т.е. вовлечение в

круговорот энергии ее наиболее чистых и тонких эссенций; пятая -

«запечатывание тигля», т.е. закупоривание жизненных отверстий тела и

достижение полной внутренней самодостаточности; шестая - «возгонка

эликсира», т.е. превращение «семенной» энергии в энергию более высокого

порядка.

Таковы основные понятия даосской практики внутреннего

совершенствования, или, как говорят сами даосы, «выплавления внутреннего

эликсира». Практика эта охватывает множество очень разных методик, приемов

и наблюдений, так что дать краткую сводку даосских путей совершенствования

едва ли возможно.

Самый пристальный интерес в современном мире вызывают даосские школы

кулачного боя, не совсем точно именуемые школами гунфу или ушу (букв.

«воинского искусства»). Наверное, интерес этот не является только данью

моде. В истоках его таится смутная, не вполне осмысленная догадка о том,

что традиция воинского искусства даосов хранит в себе очень глубокую, но и

чрезвычайно практичную, действенную правду человеческого духа; что в этой

традиции мы находим подлинную, а не придуманную альтернативу самоотчуждения

человека, порожденному современной цивилизацией.

В традиции даосского «кулачного искусства» мы встречаемся с

практикой, в которой на удивление органично соединяются методика

оздоровления и омоложения, техника рукопашного боя, красота телесной

пластики и моральное совершенствование. И все эти грани «кулачного

искусства» Дао проникнуты духом легкой, как бы непритязательной и потому

истинно жизненной свободы. Последнее слово здесь принадлежит не «приемом» и

«методам», самому человеку, не связанному застывшими формами, погруженному

в стихию вольного творчества. Возможно же такое потому, что даосский

мастер, каким бы делом он ни занимался, верит, что в жизни все само собой

сходится наилучшим образом и подлинная красота не может не быть

одновременно истинной пользой и настоящей добродетелью.

Главный смысл занятий «кулачным искусством» для даосов состоит в

достижении личного бессмертия в вечной жизни школы. Доступно это лишь тому,

кто взрастил в себе «добродетель» (дэ), каковая у даосов обозначает не

просто соблюдение норм морали, но обретение в себе «полноты жизненных

свойств», постижение внутреннего совершенства вещей. Поэтому человек,

обладающий дэ, излучает несокрушимую мощь жизни, всегда и всюду привлекает

к себе людей, заставляет их быть послушными его воле, но он воздействует на

мир, не обнаруживая себя: человек дэ, говорили древние даосы, не требует от

других поклонения, а люди чтут его, не доказывает свою правоту, а ему все

верят, не угрожает другим, а люди держатся с ним любезно и т.д.; возможно

же такое потому, что в дэ человек достигает предела своего существования и,

погружаясь в поток творческого обновления мира, входит в интимное

соприкосновение с другими жизнями.

Основу технического арсенала даосских школ ушу составляет определенным

образом стилизованные или, лучше сказать, некие типовые движения - знаки

одухотворенно-возвышенной, наполненной сознанием жизни. Усваивая эти

нормативные движения, ученик перенимает символизируемые ими качества

энергии и постепенно вживается, «врастает» в матрицу вселенских метаморфоз.

Такое обучение имело и очевидную воспитательную ценность: оно неуклонно

взбадривало сознание учащегося, повышало его чувствительность и в конце

концов делало его восприимчивым к до-сущей, «прежденебесной» реальности

мира. Способность жить самим предчувствием жизни, знать «семена вещей» или,

говоря словами Чжуан-цзы, «быть таким, каким еще не бывал», и составляла

секрет «внутреннего достижения» (гунфу) даосских мастеров кулачного

искусства.

Другим распространенным критерием совершенствования в даосских школах

ушу была ступень внутреннего усвоения нормативных движений. Высшим

достижением здесь считалось отреченность от всех внешних форм кулачного

искусства, когда, по словам одного старого мастера, «единое дыхание

обращается привольно, и воля вовек не прерывается, движения имеют

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты