Джордано Бруно

Я думаю, что даже современные люди, с детства привыкшие слышать об

иных мирах, были бы немало удивлены, если бы им стали доказывать, что нечто

совершенно привычное, сугубо земное на самом деле является частью иной

жизни и иного разума. Вспомним, например, какое чувство внутреннего

протеста вызывают, пусть даже в шутку высказываемые, предположения о том,

что земная жизнь и мы сами - это результат какого-то космического

эксперимента. Стоит ли тогда удивляться реакции сокамерников Бруно - людей

простых, не искушенных в схоластических дискуссиях? Впрочем, дело не

сводилось к научной смелости идей Бруно, который, по выражению Визгина,

"астрономизировал" концепцию множественности миров, отождествив видимое

всеми небо с бесконечной Вселенной, а звезды и планеты с иными мирами

Безусловно, Бруно не мог совершить такой переворот в одиночку. Многое

в этом направлении, причем в логическом отношении гораздо глубже, сделал

еще в середине XV в. Николай Кузанский, которого Бруно неоднократно называл

своим учителем. В то же время в учении Бруно сохранилось немало реликтов

средневековых концепций множественности миров. Полная "астрономизация" этой

концепции стала возможной лишь в рамках науки Нового времени, в частности,

после введения Ньютоном понятия абсолютного, единого для всей Вселенной

пространства.

"Рассечение небес" было тесно связано у Бруно с критикой основ

христианского мировоззрения. Именно поэтому Шоппе называл миры Бруно

нечестивыми, а сокамерники вспоминали его философские построения не со

скукой, а с ужасом.

В литературе, посвященной Бруно и его эпохе, нередко можно встретить

примерно следующее объяснение причин, по которым учение о множественности

миров могло представлять опасность для церкви. Во-первых, это учение в

корне противоречило господствовавшему в средние века геоцентризму, которого

придерживалась и церковь, во-вторых, оно не соответствовало догмату о том,

что человек - венец творения, Земля - центр мира, а Христос - спаситель

рода человеческого.

Следует отметить, что ко времени этого процесса церковь уже

полстолетия мирилась с учением Коперника, и скорее можно предположить, что

именно Бруно в полной мере раскрыл глаза Ватикану на опасность дальнейшего

распространения концепции гелиоцентризма. (В отличие от католиков

протестанты с самого начала были настроены антикоперникански.) Далее. Сама

по себе идея множественности миров была индифферентна и по отношению к

учению о гелиоцентризме, и по отношению к догматам христианской церкви.

Каждый из множества миров можно считать геоцентрическим, что, собственно, и

делалось многими античными и средневековыми мыслителями. Эта идея не

противоречила и положению об универсальном значении искупительной жертвы

Христа. Ведь можно допустить, что такая жертва приносилась или должна быть

принесена в каждом из миров Вселенной

Это предположение использовалось для критики идеи о множественности

миров протестантским теологом середины XVI в. Филиппом Меланхтоном, который

считал, что принятие этой идеи означало бы издевательство над таинством

искупления. Богочеловек, писал Меланхтон, пришел в обличии человека в наш и

только наш мир, здесь он прошел свой крестный путь, и мы не можем

допустить, чтобы эта драма повторялась бессчетное число раз во всех

бесчисленных мирах. Понятно, что такое "тиражирование" показалось бы еще

более кощунственным, если бы иные миры находились рядом с нашим, как это

следовало из учения Бруно.

Не исключено также, что в иных мирах вообще не было грехопадения, а

поэтому не нужно и искупление. Наконец, можно считать, что Богочеловек

появился только в одном месте Земли (и всей Вселенной тоже), что ставит

перед последователями Христа миссионерскую задачу космических масштабов.

Поэтому учение о множественности миров вполне могло использоваться для

обоснования миссионерских задач церкви в эпоху великих географических

открытий, когда слово Христа приходилось нести народам, о существовании

которых никто ранее даже не подозревал. Необходимо подчеркнуть, что встречи

с новыми народами ставили перед Европой XVI в. не только миссионерские

задачи. До сих пор путешественники сталкивались с обществами, стоящими на

более низкой ступени социального развития и исповедующими более

примитивные, а то и варварские формы религии. (Последнее обстоятельство для

людей той эпохи было куда важнее технической отсталости.) Но что, если мы

обнаружим народы, по сравнению с которыми сами будем выглядеть дикарями, а

наша религия - варварским суеверием? Во времена Бруно таких народов еще не

встречали, но уже в 1516 г. Томас Мор написал свою знаменитую "Утопию", а в

1602 г. пожизненный узник неаполитанской тюрьмы Томмазо Кампанелла завершил

"Город Солнца" - рассказ мореплавателя, якобы попавшего в идеальное

государство, жители которого значительно опередили другие народы в науке и

социальном устройстве. Заметим, что в 1598 - 1599 гг. Кампанелла возглавил

в Калабрии заговор с целью свержения на юге Италии испанского владычества и

создания там идеального общества, подобного описанному им затем в книге.

Таким образом, фантазии об иных государствах оказывались неразрывно

связанными с попытками революционного переустройства существующих порядков.

Понятно, что аналогичным, и даже куда более мощным, потенциалом могла

обладать идея множественности миров.

Впрочем, вопросы социального равенства интересовали Бруно мало.

Гораздо более его увлекала проблема постижения истинного Бога. Вспомним,

что еще на допросе в Венеции Бруно утверждал, что считает недостойным

благости и могущества Бога создание единственного и конечного мира. Бог

всемогущ, настаивал Бруно, и именно эта, вполне христианская идея,

постепенно привела его к выводу о том, что Бог христианства слишком земной,

слишком антропоморфный, чтобы быть истинным. А значит, поклоняться такому

Богу - кощунство

Биографы философа отмечают, что еще в молодые годы Бруно "не без

влияния реформаторских идей выставил из кельи образа святых, оставив одно

лишь распятие: в почитании образов он видел остатки языческого многобожия и

идолопоклонства" [11, с. 27].

Для правильного понимания творчества Бруно и роли в нем идеи

множественности миров важно учитывать то, что Бруно не был ученым, хотя и

затрагивал в своих сочинениях научные проблемы. Он плохо разбирался в

астрономии и математике, а как философ-логик значительно уступал своему

учителю - Николаю Кузанскому. Тем не менее Бруно лучше многих современников

чувствовал динамизм своей эпохи, ее устремленность к радикально новому, ее,

по словам Гегеля, "одержимость бесконечностью". Свое ощущение эпохи Бруно

попытался выразить в философско-религиозном учении, которое он называл

"героическим энтузиазмом", "философией рассвета" и т. п. Это учение должно

было, по-видимому, прийти на смену христианству, чтобы способствовать

преодолению разногласия между протестантами и католиками, а также чтобы

включить в себя идеи коперниканства, бесконечности Вселенной и, самое

главное, нового человека, способного рассекать ограничивающий его волю и

разум "кристалл небес"

В диалоге "Пир на пепле" Бруно признается, что поначалу отнесся к идее

движения Земли как к безумию и лишь постепенно, в ходе своих философских

поисков, осознал истинность этой идеи. Таким образом, не астрономия сделала

Бруно еретиком, а весьма распространенное в ту эпоху стремление обновить

христианство, побудившее его искать подходящие основания для такого

обновления в идеях Коперника, в античной философии, магии и, наконец, в

учении о множественности миров.

Надо сказать, что многое из бруновской "философии рассвета" ранее уже

разрабатывалось философами и теологами (идея деперсонифицированного бога,

непостижимого с помощью земных аналогий; новое понимание человека и его

места в мире; проблема синтеза Библии и Книги Природы и т. д.) или, во

всяком случае, носилось в воздухе. Однако двигаться по этому пути слишком

последовательно мыслители эпохи Возрождения опасались из-за возможности

разрыва с христианством. Причем этого разрыва боялись не от недостатка

мужества, а уже хотя бы потому, что, теряя связь с Христом, человек терял

основу для постижения истины. Отсюда проблема "христианской совести", о

которой говорил А. Ф. Лосев. Люди Ренессанса, писал он, "тоже были своего

рода героическими энтузиастами. Но всех их страшила трагедия изолированной

человеческой личности (потерявшей связь с Христом. - Ю.М.), и если они

увлекались ее самоутверждением, то скоро тут же каялись в этом". Другое

дело - Бруно, который заполнял возникающий при разрыве с христианством

идейный вакуум религиозно-мистическим чувством связи с иными мирами,

обитатели которых могли, подобно жителям островов-утопий, приблизиться к

постижению истинного Бога в большей степени, чем земляне. Вот с позиций

этих вероятных учений Бруно и мог смотреть на христианство так, как на него

не смотрели со времен римских императоров: не как на универсальный путь к

спасению, а как на местечковую религию, смесь суеверий и шарлатанства

Существенную роль в формировании у Бруно таких взглядов могла сыграть

распространившаяся в эпоху Ренессанса и, безусловно, хорошо известная

инквизиции античная антихристианская литература, намеки на которую можно

найти в работах Бруно "Изгнание торжествующего зверя", "Пир на пепле" и

"Тайна Пегаса".

По-видимому, возможность такого взгляда на христианство "сверху", с

позиций более совершенных, более адекватных реалиям XVI в. религий, могла

показаться инквизиции куда страшнее, чем реформация или атеизм. Ведь и

протестантизм, обвинивший Ватикан во всех смертных грехах, но сам затем в

них погрязший, и примитивный атеизм, смело утверждавший, что Бога нет, но

затруднявшийся объяснить, что же правит миром, христианства как такового не

затрагивали. Более того, протестантизм, даже внеся в христианство ряд

фундаментальных новаций, провозглашал себя возвратом к евангельской,

раннехристианской традиции, не испорченной папством. Другое дело -

"философия рассвета" Джордано Бруно, сохраняющая веру в Творца и (в то же

время) устремленная вперед, в Неведомое, включающая или пытающаяся включить

в себя мировоззренческую революцию XVI в. и воздвигающая всемогущему Богу

единственно достойный ему храм в виде бесконечной Вселенной, заполненной

бесконечными мирами, обитатели которых различными путями движутся к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты