Философия

Философия

1,2.Мировоззрение.Его историч.типы.

Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и

раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это

понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро,

красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм)

ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В

мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-

эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений,

восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-

я(действительность через призму законов).

Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов,

в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология- самая первая форма

осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф

воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности

предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия- это форма общ-го

сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном

представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного

или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у

религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Философия(с греческ. “любовь к

мудрости”)- это учение овысших принципах действительности, о первых началах

бытия, учение о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы:

1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о

бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы).

5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном).

7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях).

9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он

живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая

эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо

представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и

ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно

играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или

как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-

способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из

основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-

теоритическое ядро М.

Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем

или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания

стили мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы

данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является

ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по

своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим

или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: М.

буржуазии когда она противотояла феодализму было сначала прогрессивным,

после утверждения у власти буржуазия и ее М. Становится консервативным или

реакционным.

3.Осн.проблемы фил-ии и их природы.

Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому;

отнош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к

объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы -

отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих

проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении

человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и

поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного,

сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизни

людей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая

(возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире

составлять верное представление о действительности) и онтологическая

(вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии

возникают из полемики между сторонниками различных течений по поводу этих

основных вопросов (гносеология и онтология).

4.функции философии и ее ориентация на соц.ценности.

Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого

ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном

исследовании и в историческом познании, и в повседневной

производственной и политической деятельности. Основные ф-ции: 1)

синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей

определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта; 2)

обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей

методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая

наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные

понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или

менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не

занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность",

хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются

предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие

связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются

категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или

проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и

внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

5.Соотнош.философии и науки, фил-ии и политики.

Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и

знаний. Философия как особый способ духовного освоения мира, есть

теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма

теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что она

выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской

деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе

и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая

исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение;

философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных

исследований. Политика- деятельность связанная с отношением между классами,

нациями и др.соц. группами, ядром которой явл.завоевание, удержание и

использование государст.власти. Политика явл.надстройкой над экономическим

базисом. Философия как наука использует научные методы и подходы в изучении

и познании внешнего мира. Частные науки явл.одним из методов познания с

практической стороны и предоставляют философии к5онкретные результаты и

опыт для дальнейшего развития философской мысли. Такие науки как математика

и логистика (составляющие логики) явл.неотъемлемой частью философии и

представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте,

Гегель). Политика как одно из общ-ых явлений также входит в сферу

философского анализа и исследования, поскольку общество - один из

осн.объектов извечных философии. Философия пытается постичь реальность

полностью, а поскольку общ-во явл.одной из неотъемлемых составных

реальности, то и все общественные процессы (в т.ч.политика) становятся

объектами ее исследования.

6.особенности философии др. Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем

центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя

цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих

цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от

меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей

4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся

"эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма.

Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое

учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное

и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды -

первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки

канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки

("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады

("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для

древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности

чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом

3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из

жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все

три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой

борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые

Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги -

"пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии,

подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг

упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих

начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная

субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время

существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв.

до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного

совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных

медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей

эры буддийская религия терпит поражение.

7. Космоцентризм древнегреческой Ф.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина

мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос

охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он

замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот

- все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему

возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают,

что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы

кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты