Ум,несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою
собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы
художественным произведением.
12.Религиозн.хар-ер средневек.фил-ии.Полемика между номинализмом и
реализмом.
Средневек.Ф.- фил-ия западноевропейского феодального общ-ва, развивавшаяся
в эпоху от крушения Римской империи (5в.) до возникновения ранних форм
капиталистич.общ-ва (14-15вв.). Падение античного рабовладельч.общ-ва
сопровождалось упадком фил-ии. Античное фил-ое наследие было утрачено и
оставалось до второй половины 12в. неизвестным ученым Зап.Европы.
Господствующей идеологией стала религиозная: в Передней Азии, Аравии и
арабоязычных странах - мусульманская, в Европе - христианская в двух
разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа,
просвещение перешли в руки церкви, догмы кот.лежали в основе всех
представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ (светских и
духовных), а с середины 12в.и основание первых университетов (в Италии,
Англии, Чехии, Франции) поставили перед фил-ей задачу помочь церкви в фил-
ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков
стала “слугой богословия”. Роль эту она исполняла уже в деятельности
апологетов - защитников христианства против язычества, затем в соч. “отцов
церкви”. Крупнейший из них на Западе - Августин ввел в систему учений
христианск.фил-ии ряд идей неоплатонизма. Др.- для Запада - источником
влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии,
стали вост.неоплатоники, в их числе так называем. ЛжеДионисий Ареопагит
(5в.). Важную роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот, или Эригена.
При объяснении догм веры перед средневек.фил-ми возникли сложные вопросы об
отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от
способа их решения школьная фил-ия, получившая название схоластики,
выработала ряд точек зрения, осн.среди кот.стали вступившие в борьбу между
собой учения реализма и номинализма.
Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие
понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто
существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в
решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и
единичного. Реализм служил философской базой католицизма. Виднейшими его
представителями были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому
же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу
представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций
в философии - материал-ой (номинализм) и идеалистической (реализм).
Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами
единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали,
что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.
Общие понятия,создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не сущ-
ют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности
вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие
понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные
вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами
в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.
13.Фома Аквинский - систематизатор средневек.схоластики.
Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик
Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых. Объективно-
идеалистическая фил-ия Ф.А.сложилась в результате теологической
интерпретаци аристотелевского учения, приспособления аристотелизма к
христианскому вероучению. Обработка аристотелевской фил-ии Аквинатом шла по
линии выхолащивания ее материал-их идей и усиления идеалист-их элементов
(учение о неподвижном мировом перводвигателе и др.). Значительное влияние
на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях
занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до
единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в
единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Осн.принцип
фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен
рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры.
Все сущ-ее укладывается Ф.А. в созданный богом иерархический порядок.
Учение Ф.А. об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной
эпохи. С 1879 схоластическая система Ф.А. официально объявляется
“единственно истинной философией католицизма”. Осн.сочинения Ф.А.: “Сумма
против язычников”(1261-1264), “Сумма теологии”(1265-1273).
14.Антропоцентризм и гуманизм фил-ии эпохи возрождения.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего
буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в
эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма,
значительные достижения в области естествознания привели к тому, что
философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее
развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она
проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и
эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую
роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции
(Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических
методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-
научного направления в философии были: методы экспериментально -
математического исследования природы; детерминисткое истолкование
действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка
научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с
кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов
природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского
направления в философии были: метафизическое понимание последних
(неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых;
отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая
непоследовательность (деизм- предполагает наличие бога, как безличной
причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая
обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные соц.-
эконом.изменения нашли свое отражение во многих социолог.концепциях, для
кот.было характерно понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. В
борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения
выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм-
воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех
совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм,
кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека.
презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей
человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда,
когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о
своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти
рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные предпосылки,
гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные,
классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях,
обращенных на внутреннюю, земную “божественность” человека, в привлечении
человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В
узком смысле слова гуманизм определяется как идейной движение, содержанием
кот.является изучение и распространение античных языков, литературы,
искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как
литературный, филологический.
15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии
новых времен.(эмпиризм и рационализм).
Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.
Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,
изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о
сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости
гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,
количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие
теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного
(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и
областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,
опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению
взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли
рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического
познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
17.Проблема человека в философии Просвещения.
Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить
недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт,
установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения -
идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки
людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной
догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода
человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время
обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической
каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой
метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы
гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в
области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение
человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед
человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка
кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо.
Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие
Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог