Философия

неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он

считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной

причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как

историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал

бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез

духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма

(направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался

доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение

нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-

научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым

поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).

18.специфика немецкойя классической Ф.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в

формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал

концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали

и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого

познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на

самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование

некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе

("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально

непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию

(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и

критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной

из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль

играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о

целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о

вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит

какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную

интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,

антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное

высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из

тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,

существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой

разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:

1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует

объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в

мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против

идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является

теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.

Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас

от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного

мира.

19.Фил-ая позиция Канта.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-

основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-

ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую

гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из

первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии

Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении

- в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об

относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-

ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в

формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода

К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между

основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об

отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и

“духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-

формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к

воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого

разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и

“Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались:

“критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности

природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность

построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой

тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания

и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к

агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по

себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее

возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи

обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется

только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что

внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же

априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза

чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр.,

закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия

субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к

безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением

этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или

беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования

неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о

боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной

доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и

конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких

частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и

существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно

необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по

природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако,

противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в

ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”,

в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не

свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект

непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для

знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на

кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в

мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием

для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком

для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив,

в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену

дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее

осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким

правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка

могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное

к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или

несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только

формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике

- вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул

принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву

даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в

понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она

возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о

роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости

вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие

международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных

государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на

последующее развитие научной и философской мысли.

20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-

ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал

фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция,

кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия

Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне

буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии,

идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже

революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной

революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как

результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к

компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г.,

хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие

важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и

его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно,

догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает

тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное

положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального

мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как

исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма

Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит

абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум”

или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его

состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты