неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он
считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной
причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как
историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал
бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез
духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма
(направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался
доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение
нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-
научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым
поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).
18.специфика немецкойя классической Ф.
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.
Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в
формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.
Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал
концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.
Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали
и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого
познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на
самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование
некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе
("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально
непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию
(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и
критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной
из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль
играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика
классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о
целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о
вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит
какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную
интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,
антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное
высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из
тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,
существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой
разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:
1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует
объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в
мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против
идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является
теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.
Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас
от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного
мира.
19.Фил-ая позиция Канта.
И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-
основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-
ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую
гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из
первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии
Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении
- в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об
относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-
ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в
формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода
К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между
основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об
отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и
“духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-
формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к
воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого
разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и
“Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались:
“критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности
природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность
построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой
тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания
и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к
агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по
себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее
возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи
обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется
только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что
внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же
априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза
чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр.,
закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия
субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к
безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением
этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или
беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования
неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о
боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной
доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и
конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких
частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и
существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно
необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по
природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако,
противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в
ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”,
в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не
свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект
непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для
знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на
кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в
мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием
для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком
для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив,
в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену
дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее
осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким
правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка
могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное
к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или
несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только
формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике
- вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул
принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву
даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в
понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она
возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о
роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости
вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие
международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных
государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на
последующее развитие научной и философской мысли.
20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.
Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-
ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал
фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция,
кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия
Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне
буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии,
идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже
революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной
революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как
результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к
компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г.,
хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие
важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и
его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно,
догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает
тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное
положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального
мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как
исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.
В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма
Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит
абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум”
или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его
состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная