Философия

плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну

теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со

многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он

предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название

методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он

говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает

каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина

дается в комплексе.

27.фрейдизм и неофрейдизм.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени

Зигмунда Фрейда австр.врача-невропатолога и психиатра. Фрейд,исследуя

причины патологических процессов в психике, решительно отказался от

материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания

психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно

отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных

методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную,

субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных

условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто

самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и

управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими

за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные

психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде

всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к

кот.приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия

человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд

подвергает психоанализу, т.е.истолковывает какпроявление бессознательных, и

прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде

всего непознаваемое “Оно” - бессознательное) становится у Фрейда причиной

истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства,

права, войн и т.п. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ

“культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют

нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от

тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку

и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического

Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на

различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения

западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и

психиатрии.

28.Бытие и его осн.формы.

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и

явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в

нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может

быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы,

кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла

до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие

двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой-

в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека

в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);

б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида).

Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б)

объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре.

4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

29. Диaлеkтиka и ее альтернативы.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,

развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод

творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь,

становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и

законов. П. целостности: проблема несводимости целостности к простой

сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные

комплексы, во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,

обществ. и психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают,

развиваются и уничтожаются

закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими. В марксизме

Д. выступает как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах

развития бытия и мышления. Материалистич. Д. выражается в системе

филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение

количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных

противоположностей и превращение их друг в друга, когда они

доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3)

развитие путем противоречия, или отрицание отрицания -

спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных

категорий, отражающих "полярные"

стороны целостных явлений, процессов. Категории. Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс,

отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от

иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее -

объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их

однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе

явлений или единой системе

связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно

устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ.

его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядоченности, способ

существования того или иного содержания. Причина-следствие.

Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)

в системе его связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-

ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности

присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич.

единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в

пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок -

переход количественных измерений в качественные или переход из

одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).

Категории системного исследования:система - упорядоченное мн-во

взаимосвязанных

эл-тов, обладающее структурой и организацией; эл-т- неразложимый далее

компонент сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно

устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

30.единство Чycтвенного и paционaльного в nознaнии.

Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в

виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоритического

мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с

волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в

познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и

эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной

стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.

Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной

значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое

мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на

любом уровне абстрагированния заключает в себе его компоненты в

виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма

познания

вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного

и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной

спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый

возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то

потенциально связанны

наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и

конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное

дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени

познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной

самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со

своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного

познания.

38.Понятие классич.и неклассич.типов филос-ии.

Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания.

Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19,

нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий.

Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают

нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион.,

разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и

сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что

Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума.

В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и

всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии.

Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-

ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы

природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем

(войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности

разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека

(открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому

пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был

марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую

деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие

течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на

разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе

лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей

неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а

субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек

рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его

внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В

классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится

аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа

явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной.

24,41.каковы осн.принципы нравствен-ти в фил-ии Сковороды.

Сын малоземельного казака, получил образование в Киево-могилянской

духовной академии, отказавшись от духовной карьеры избрал путь

проповедника. На его мировоз-ие оказали влияние идеи Платона, философов

нового времени, Ломоносова. Колебался во взглядах между матер-ом и

идеализмом, во многих проблемах придерживался мат-их принципов, однако

пришел к выводу о вечности ид-ти материи о господстве в природе

закономерных связей. Создал теорию трех миров “объемлющих собой все сущее”:

макрокосмос(природа), микрокосмос(человек) и “мир символов”(библия) и

каждый из них состоит из двух натур- “внешней”(матер-ой) и “внутр-

ей”(духовной). Пытался объеденить понятия “бог” и “природа” для снятия

противоречия между духовным и матер-ым началами, что харак-но для

пантеизма. Сковорода признавал распределительность челов-го познания

пропагандировал учение Коперника. Его этические проповеди были обречены в

религиозную форму. Сковорода призывал покончить с бесправием. Хотя он

разделял интересы народа его решения соц-ых проблем носило утопический хар-

ер, т.к.он считал главн.фактором нового общ-ва моральное начало. Изучал

проблему смысла и цели (жизни) человеч.бытия. его источниками были библия,

фил-ия Платона. Осн.структ. принцип его произв-ий- диалог,в кот.рассматр-ся

разл.точки зрения. Сковорода выдвигал передовые для того времени идеи о

творческом труде, общности имущества, любви и равенстве как основе общ-ой

жизни. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но распространялись в

рукописных изданиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты