Философия и ее роль в обществе

философия была связана с познанием объективного мира идей, который

и определял ее предмет.

В эпоху феодализма философия как форма познания и область

теоретических представлений не перестала развиваться, хотя рост ее

знания был, возможно, и минимальным. Предметом философии стали

реальности, рассматриваемые в свете их сотворения богом как

трансцендентной силой, и потому возможности философии как теоретико-

рационального и системного отношения к наличному, данного разуму и

чувству миру, были крайне ограниченными. Особенно большие трудности

философия испытала в связи с резким умалением ее статуса в духовной

жизни общества. Положение философии в качестве служанки богословия

повлекло за собой упадок ее социального и институционального бытия,

ее достоинства как духовного и ценностного феномена,

Если отвлечься от негативных последствий этого размежевания,

скажем, от сциентистских, различного рода техницистских,

нигилистических и других квазифилософских суждений о философии, то

его положительными результатами стали более строгое и критичное

отношение философии к самой себе, укрепление рефлективной и

методологической тенденции, а также более осмотрительное отношение

философии к определению своего предмета. Говоря словами Т. И.

Ойзермана, предметом философского исследования становится

«специфический оптимум (природа, общество, человек, познание,

нравственность и т. д.). Именно изучение таких неограниченных,

бесконечно многообразных по своему содержанию комплексов явлений

делает необходимым применение философских категорий как особого

рода понятий, определение которых во всяком случае непосредственно

не основывается на обобщении эмпирических данных, имеющихся в

распоряжении ученого».

Интеллектуальной вершиной эпохи господства капитализма стала

немецкая классическая философия—непосредственный теоретический

источник диалектического и исторического материализма. В стремлении

к тому, чтобы стать эпохой, схваченной в мысли, философия в лице

Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха предстает как яркая, но

последняя по своей универсалистской претензии система философского

знания.

Революционный переворот в философии, совершенный марксизмом,

означал прежде всего беспрецедентное укрепление и возвышение ее

теоретического (гносеологического) и общественного

(онтологического) статуса: она обрела научный характер и указала на

свою собственную, в принципе адекватную себе, социальную

базу—пролетариат—класс, который волей законов мировой истории,

одухотворенный новым мировоззрением, должен нести освобождение

человечеству от экономической эксплуатации и социальной

несправедливости.

Возникновение в рамках марксизма научной философии не

означало, что сама она как бы автоматически стала всеобщей

философией, а даваемое ею определение предмета стало справедливым

по отношению к любой другой, домарксистской и немарксистской

философии.

Против справедливости такого подхода едва ли можно что-либо

возразить. Но было бы неправильно и отказываться от поиска такого

общего определения философии и ее предмета, в котором бы находили

свое отражение наиболее общие черты определяемых феноменов и

которое смогло бы зафиксировать единство мирового философского

процесса и субъективной человеческой сущности философии как одного

из способов духовного бытия людей, их отношение к материальному и

идеальному и, конечно же, объективную всеобщность и целостность

предметной реальности, изучаемой философией.

Прежде чем попытаться дать такое определение, следует

взглянуть на соотношение между определением философии и ее

предметом. Как свидетельствует история, со стороны субъекта предмет

философии практически всегда существенным образом детерминировался

пониманием философии, ее смыслом, целями и т. д. Со своей стороны

развитие знания (в том числе и философского) о природе, человеке и

его познании модифицировало и изменяло понимание предмета

философии. Однако неизменным оставалось по меньшей мере то, что

предмет философии в конечном счете указывал на ее содержание,

содержательную цель и вне ее лежащий идеал, тогда как сама

философия понималась как способ обретения знания или даже как

способ бытия личности (о чем говорится в частности, в различных

версиях экзистенциализма или религиозно-мистической философии).

Кроме того, в определении философии так или иначе отражается то

обстоятельство, что она — дело человека, и только человека. Поэтому

по сравнению с определением предмета философии определение ее самой

более «антропоцентрично»; в нем могут фиксироваться конкретные

интеллектуальные, чувственные или даже

смысложизненные, экзистенциальные начала (состояния)

человека: любовь, удивление, смех, плач, понимание, осмысление,

отчаяние, борьба, революционное преобразование и т. д.

Понимание философии, как и представление о ее Предмете,

развивалось исторически. Одним из древнейших является определение

философии как любви к мудрости, как духовного феномена,

рождающегося из удивления[3] и изумления человека перед миром, в

котором он находит себя, одновременно сливаясь с ним и

дистанциируясь от него.

2. Природа философских проблем

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в

философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что

определяет эти законы развития? Какое место занимает

закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире:

смертен или бессмертен? Как может человек понять свое

предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что

есть истина и как ее отличить от лжи?

Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность,

справедливость, добро и зло.

Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос

определяет направление жизнедеятельности человека.

Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь

преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что

является необходимым в становлении личности.

Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в

мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а

мировоззрение.

Мировоззрение шире, чем философия.

Мировоззрение - система обобщенных чувствований и интуитивных

представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место

человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому

себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных

установок человека, определенной социальной группы, их

убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных,

эстетических и религиозных принципов познания и оценок.

Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения

-взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции

макрокосма и микрокосма).

Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе,

обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность

знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в

центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как

такового и такой разумной части мироздания, как люди.

По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности

.

Для характеристики мировоззрения имеет значение

пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд,

настроений, норм, идеалов.

Структура мировоззрения - компоненты: познавательный,

ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях.

Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину мира.

Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание

мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая

философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение

философично .

Философия - это теория мировоззрения, она теоретически решает

те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий

смысл, оно должно быть оценено, т.е.освещено лучами нашего к нему

отношения.

Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности,

идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в

том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и

мог руководствоваться общественными идеалами.

Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяющего

потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит

абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.

В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем

средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с

его практическим поведением.

Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических

поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгляды,

убеждения, идеалы.

Выработка психических установок на возможность действовать.

Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой

составляющей.

Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному

типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение

складывается под воздействием социальных условий, воспитания,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты