образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются
поступки, дела.
По характеру формирования и способу функционирования можно
выделить жизненно-практический и теоретический уровень
мировоззрения. Жизненный уровень часто называется жизненной
философией. Теоретический уровень - религия, традиции,
образование, духовная культура, профессиональная деятельность.
Здесь очень часто присутствуют предрассудки.
К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит
философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не
только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний
действительности, а также норм, ценностей, идеалов.
Можно говорить об исторических типах мировоззрения.
Принято считать, что: - мифологическое мировоззрение. это
начальный тип мировоззрения, который можно назвать
предмировоззрением.
Мифология возникла на той стадии общественного развития,
когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как
происхождение и устройство мироздания в целом.
Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.
Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел,
одомашнивание животных.
Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид
мировоззрения, образное представление о природе и коллективной
жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действительное с тем, кто действует.
Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил.
Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается
мифологическое мировоззрение от религиозного?
Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с
обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.
Спецификой религии является то, что основой здесь является
культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на
установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в
той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.
С помощью обрядности религия культивирует человеческие
чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую
ценность.
Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в
любом мировоззрении.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь
преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и
возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия
помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и
самоценная идея - идея Бога. Из нее выводится все остальное
содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой
идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога -
разобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.
Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия
считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и
несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -
трансцендентная сущность (над миром).
Современная религия не отвергает достижения науки и
подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы
человечество не забывало, что над ним существует неусыпный
контроль.
Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет
собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно
всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и
Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог
творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим
миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.
Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно
из противоречий христианской философии: человек свободен и
предопределен .
Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но
он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог
всегда сильнее.
Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое +
запредельное: небо и адские слои. Время для христианства
линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна.
Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа.
Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева
согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на землю.
Даже младенец грешен первородным грехом.
Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби
Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.
Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.
Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу-
ментированно убеждать, - которые привели к строгому
систематическому мышлению, что вступило в противоречие с
бездоказательной мифологией.
На протяжении веков философов интересовала природа, о чем
свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О
бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании
природы", Гегеля "Философия природы".
В изучении природы философов интересовали вопросы
возникновения и строения мира, первооснова сущего, из которого все
возникает, и в которое все превращается.
Интересовал вопрос общественной жизни людей.
Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс
"О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном
управлении", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия
права", Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и
государства. Но в общественной жизни философы разработали общие
политические, теоретические принципы.
Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали
другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.
Предметом раздумывании являлся и сам человек, его ум,
чувства, язык, мораль.
Например, у Сократа главный философский вопрос -
человеческая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.
Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза
"Этика", Т.Гоббс "О человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом
разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия
религии".
Философия теоретически сформулировала мышление, как система
самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре
философии находится человек в его соотношении с природным и
социальным миром.
Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении
материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс
назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:
1) Что является первичным, определяющим: материальное или
духовное?
2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как
человеческое сознание относится к действительности? Способно ли
сознание познать мир?
Философы разделились на два лагеря: материалисты и
идеалисты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из
одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое
направление, которое признает материальное и духовное
независимо друг от друга.
И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько
форм:
. Стихийный материализм.
. Метафизический, механистический материализм 17 века.
. Отечественный материализм 60-х годов 19 века.
(Чернышевский) .
. Современная форма материализма - диалектический
материализм (Маркс, Плеханов, Ленин).
Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира
идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта.
Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель).
Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения,
человеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир
рассматривается как порождение и результат творческой деятельности
субъекта.
Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания
сложен, диалектически противоречив.
Есть пессимистические системы взглядов скептицизм,
агностицизм. Первый утверждает, что существует два
взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики
принципиально отрицают познаваемость мира.
Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он
предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница
между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я
ограничил возможность науки и дал место вере."
Агностицизм - философское учение согласно которому не может
быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей
человека действительности. Этот термин введен английским
естествоиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской
позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками
"позитивного знания". Наиболее последовательно в истории философии
агностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все