Философия и ее роль в обществе

образования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются

поступки, дела.

По характеру формирования и способу функционирования можно

выделить жизненно-практический и теоретический уровень

мировоззрения. Жизненный уровень часто называется жизненной

философией. Теоретический уровень - религия, традиции,

образование, духовная культура, профессиональная деятельность.

Здесь очень часто присутствуют предрассудки.

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит

философия, которая претендует на теоретическую обоснованность не

только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний

действительности, а также норм, ценностей, идеалов.

Можно говорить об исторических типах мировоззрения.

Принято считать, что: - мифологическое мировоззрение. это

начальный тип мировоззрения, который можно назвать

предмировоззрением.

Мифология возникла на той стадии общественного развития,

когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как

происхождение и устройство мироздания в целом.

Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.

Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел,

одомашнивание животных.

Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид

мировоззрения, образное представление о природе и коллективной

жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,

действительное с тем, кто действует.

Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил.

Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается

мифологическое мировоззрение от религиозного?

Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с

обрядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.

Спецификой религии является то, что основой здесь является

культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на

установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в

той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие

чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую

ценность.

Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в

любом мировоззрении.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь

преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и

возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия

помогает человеку преодолеть житейские трудности. Главная и

самоценная идея - идея Бога. Из нее выводится все остальное

содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой

идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога -

разобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.

Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия

считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и

несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог -

трансцендентная сущность (над миром).

Современная религия не отвергает достижения науки и

подчеркивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы

человечество не забывало, что над ним существует неусыпный

контроль.

Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет

собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно

всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и

Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог

творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим

миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.

Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно

из противоречий христианской философии: человек свободен и

предопределен .

Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но

он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог

всегда сильнее.

Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое +

запредельное: небо и адские слои. Время для христианства

линейное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна.

Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа.

Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева

согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на землю.

Даже младенец грешен первородным грехом.

Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби

Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад.

Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу-

ментированно убеждать, - которые привели к строгому

систематическому мышлению, что вступило в противоречие с

бездоказательной мифологией.

На протяжении веков философов интересовала природа, о чем

свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж.Бруно "О

бесконечности Вселенной и мирах", Д.Дидро "мысли об истолковании

природы", Гегеля "Философия природы".

В изучении природы философов интересовали вопросы

возникновения и строения мира, первооснова сущего, из которого все

возникает, и в которое все превращается.

Интересовал вопрос общественной жизни людей.

Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т.Гоббс

"О гражданине", Д.Дидро "2 трактата о государственном

управлении", Ш.Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия

права", Энгельс "О происхождении семьи, частной собственности и

государства. Но в общественной жизни философы разработали общие

политические, теоретические принципы.

Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали

другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы.

Предметом раздумывании являлся и сам человек, его ум,

чувства, язык, мораль.

Например, у Сократа главный философский вопрос -

человеческая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.

Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б.Спиноза

"Этика", Т.Гоббс "О человеке", Дж.Локк "Опыт о человеческом

разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия

религии".

Философия теоретически сформулировала мышление, как система

самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре

философии находится человек в его соотношении с природным и

социальным миром.

Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении

материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс

назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:

1) Что является первичным, определяющим: материальное или

духовное?

2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как

человеческое сознание относится к действительности? Способно ли

сознание познать мир?

Философы разделились на два лагеря: материалисты и

идеалисты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из

одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое

направление, которое признает материальное и духовное

независимо друг от друга.

И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько

форм:

. Стихийный материализм.

. Метафизический, механистический материализм 17 века.

. Отечественный материализм 60-х годов 19 века.

(Чернышевский) .

. Современная форма материализма - диалектический

материализм (Маркс, Плеханов, Ленин).

Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира

идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта.

Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель).

Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения,

человеческое сознание, т.е. что-то субъективное, а материальный мир

рассматривается как порождение и результат творческой деятельности

субъекта.

Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания

сложен, диалектически противоречив.

Есть пессимистические системы взглядов скептицизм,

агностицизм. Первый утверждает, что существует два

взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики

принципиально отрицают познаваемость мира.

Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он

предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница

между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я

ограничил возможность науки и дал место вере."

Агностицизм - философское учение согласно которому не может

быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей

человека действительности. Этот термин введен английским

естествоиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской

позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками

"позитивного знания". Наиболее последовательно в истории философии

агностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты