Философия и ее роль в обществе

познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти

за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение

между опытом и реальностью.

Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.

19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая

диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту

эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления

ограниченности предшествовавшего материализма. Они

популяризировали достижения естествознания, указывали на

атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое

непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания

определялось главным образом химическим составом продуктов

питания.

Деизм - философское воззрение, получившее распространение в

эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не

принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности

течения событий.

Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из

признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала

-дух и материю. Представитель - Декарт.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и

независимо от человека и его сознания, объективное содержание

чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий,

учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория

истины характеризуется как результат процесса познания, так и

методы, с помощью которых осуществляется познавательная

деятельность .

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания

природной и социальной действительности на ранних стадиях

общественного сознания. Предпосылки мифологической "логики"

служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды

и нерасчлененного мифологического мышления.....

Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира,

исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и

построение теории в форме логически последовательного развития

исходного положения.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Скептицизм - античное, философское направление, основанное

Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не

допускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие

причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали

всех философов глупцами.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой

признается только мыслящий субъект, а все остальное существует

лишь в сознании индивида.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания

абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в

свободном акте воли и затем им распоряжающегося.

5

В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют

принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я

должен делать, на что я могу надеяться.

Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру:

познавательное (гносеология), практическое (праксиология),

ценностное (аксиология).

Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но

одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический,

воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны

согласовываться с высшими целями человеческого разума. Без этого

стержня достижения людей теряют смысл.

Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что

есть человек?" Если существует наука, действительно нужная

человеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть

человеком.

Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.

Пока человечество этого не добилось.

В центре внимания философии находится человек с его природным

и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии, но как субъект

(творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект,

но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место,

которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей

мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая

деятельность человека.

3.Философия должна ответить на центральный вопрос,

возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на

основании вопроса философии о первичности объекта или

субъективности бытия:

. о формах отражения субъектом мира объектов;

. о способах истинности субъективного образа

объективного мира.

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в

нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить

миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу

опытного и вообще частнонаучного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный

стержень процесса познания вообще.

Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е.

так, как она существует в действительности.

3. Философия и экономика

Современная философия рассматривает многие проблемы

экономической жизни общества, понимая под нею отношения

собственности, распределения, обмена и потребления. Философские

подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы

источники развития экономической жизни, каково соотношение

объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как

сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных

групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни

общества и т. д.

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной

социальнофилософской мысли России является вопрос о роли способа

производства в жизни общества. Причина в том, что закон

определяющей роли материального производства в жизни общества,

открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего

развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской

обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Сторонииков у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на

уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что

даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале

удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные

(жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради

и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному

производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом

уровне.

Итак, многие мыслители считают способ материального

производства основой существования и развития всего общества,

выдвигая достаточно веские аргументы:

. без постоянного осуществления воспроизводства

материальных благ существование общества невозможно;

. способ производства, сложившееся разделение труда,

отношения собственности определяют появление и развитие

классов и социальных групп, слоёв общества, его

социальной структуры;

. способ производства во многом обусловливает развитие

политической жизни общества;

. в процессе производства создаются необходимые

материальные условия развития духовной жизни общества;

. материальное производство поддерживает активность

человека в любой сфере его жизни и деятельности.

В середине ХIХ века в предисловии к "К критике политической

экономии" К. Маркс писал: "Способ производства материальной жизни

обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни

вообще". Так он сформулировал суть закона определяющей роли

материального производства в жизни общества.

К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие

производительные силы. Человек, трудящийся, является

непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает

как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными

способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем

сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия

К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток

марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения

К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество человека как

производительной силы включил все богатство его развития как

общественного субъекта, как личности" Всеобщие производительные

силы характеризуются двумя моментами:

. это силы, эффект которых произведен от кооперации всего

общественного труда,

. это силы, связанные с уровнем духовной культуры

общества.

Производственные отношения характеризуют экономические

отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу

собственности, обмена, распределения и потреб- ления произведенных

материальных и духовных благ. Определить их можно так:

производственные отношения - это овокупность материально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты