познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти
за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение
между опытом и реальностью.
Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер.
19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая
диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту
эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления
ограниченности предшествовавшего материализма. Они
популяризировали достижения естествознания, указывали на
атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое
непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания
определялось главным образом химическим составом продуктов
питания.
Деизм - философское воззрение, получившее распространение в
эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не
принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности
течения событий.
Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из
признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала
-дух и материю. Представитель - Декарт.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и
независимо от человека и его сознания, объективное содержание
чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий,
учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Категория
истины характеризуется как результат процесса познания, так и
методы, с помощью которых осуществляется познавательная
деятельность .
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания
природной и социальной действительности на ранних стадиях
общественного сознания. Предпосылки мифологической "логики"
служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды
и нерасчлененного мифологического мышления.....
Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира,
исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и
построение теории в форме логически последовательного развития
исходного положения.
Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.
Скептицизм - античное, философское направление, основанное
Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не
допускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие
причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали
всех философов глупцами.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой
признается только мыслящий субъект, а все остальное существует
лишь в сознании индивида.
Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания
абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в
свободном акте воли и затем им распоряжающегося.
5
В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют
принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я
должен делать, на что я могу надеяться.
Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру:
познавательное (гносеология), практическое (праксиология),
ценностное (аксиология).
Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но
одних знаний мало, т.к. подлинный философ - практический,
воспитывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны
согласовываться с высшими целями человеческого разума. Без этого
стержня достижения людей теряют смысл.
Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что
есть человек?" Если существует наука, действительно нужная
человеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть
человеком.
Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство.
Пока человечество этого не добилось.
В центре внимания философии находится человек с его природным
и социальным миром. Что имеется ввиду?
1.Человечество не как объект в философии, но как субъект
(творец, деятель).
2. Философия рассматривает человека не просто как субъект,
но человека в его отношении к миру.
Она должна определять то конкретное и уникальное место,
которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей
мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая
деятельность человека.
3.Философия должна ответить на центральный вопрос,
возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на
основании вопроса философии о первичности объекта или
субъективности бытия:
. о формах отражения субъектом мира объектов;
. о способах истинности субъективного образа
объективного мира.
4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в
нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить
миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу
опытного и вообще частнонаучного знания.
5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный
стержень процесса познания вообще.
Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е.
так, как она существует в действительности.
3. Философия и экономика
Современная философия рассматривает многие проблемы
экономической жизни общества, понимая под нею отношения
собственности, распределения, обмена и потребления. Философские
подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы
источники развития экономической жизни, каково соотношение
объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как
сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных
групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни
общества и т. д.
Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной
социальнофилософской мысли России является вопрос о роли способа
производства в жизни общества. Причина в том, что закон
определяющей роли материального производства в жизни общества,
открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего
развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской
обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.
Сторонииков у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на
уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что
даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале
удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные
(жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради
и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному
производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом
уровне.
Итак, многие мыслители считают способ материального
производства основой существования и развития всего общества,
выдвигая достаточно веские аргументы:
. без постоянного осуществления воспроизводства
материальных благ существование общества невозможно;
. способ производства, сложившееся разделение труда,
отношения собственности определяют появление и развитие
классов и социальных групп, слоёв общества, его
социальной структуры;
. способ производства во многом обусловливает развитие
политической жизни общества;
. в процессе производства создаются необходимые
материальные условия развития духовной жизни общества;
. материальное производство поддерживает активность
человека в любой сфере его жизни и деятельности.
В середине ХIХ века в предисловии к "К критике политической
экономии" К. Маркс писал: "Способ производства материальной жизни
обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни
вообще". Так он сформулировал суть закона определяющей роли
материального производства в жизни общества.
К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие
производительные силы. Человек, трудящийся, является
непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает
как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными
способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем
сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия
К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток
марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения
К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество человека как
производительной силы включил все богатство его развития как
общественного субъекта, как личности" Всеобщие производительные
силы характеризуются двумя моментами:
. это силы, эффект которых произведен от кооперации всего
общественного труда,
. это силы, связанные с уровнем духовной культуры
общества.
Производственные отношения характеризуют экономические
отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу
собственности, обмена, распределения и потреб- ления произведенных
материальных и духовных благ. Определить их можно так:
производственные отношения - это овокупность материально-