Философия и ее роль в обществе

экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе

производства и движения общественного продукта от производителя до

потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития

производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами

развиваются орудия труда. По мысли марксистов, про- изводительные

силы всегда обусловливают определенные общественные

производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять

процесс производства не объединяясь каким-либо образом.

Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести

к изменению производственных отношений.

Современная социальная философия признает важность

материального производства, однако считает его лишь одной из многих

не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить

себе общество также невозможно. Опровергает ли это марксово учение?

Один из известнейших социологов второй половины ХХ века Р.Арон

предложил свой подход к анализу наследия К.Маркса в этом вопросе.

Его взгляд тем более интересен, что Р.Арон считается крупнейшим

знатоком марксизма и его критиком. "В контексте Марксова подхода к

капитализму и к истории большое значение придается сочетанию

понятий производительных сил, производственных отношений, классовой

борьбы, классового сознания, а кроме того, базиса и надстройки. Эти

понятия можно использовать во всяком социологическом анализе. Сам

я, когда пробую анализировать советское или американское общество,

охотно начинаю с экономики и даже с состояния производительных сил,

чтобы затем перейти к производственным отношениям, а затем к

социальным отношениям. Допустимо критическое и методологическое

использование этих понятий для понимания и объяснения современного,

а может быть, даже любого другого общества"

Р.Арон полагает, что марксистское учение об обществе носит

двусмысленный характер. Двусмысленность проявляется в том, что

возможны две интерпретации идей К.Маркса - гибкая, критическая и

ортодоксальная.

Таблица . Идеи К. Маркса и их возможная интерпретация

|Идеи К. Маркса |Гибкая, |Ортодоксальная |

| |критическаяинтерпретация |интерпретация |

|1. Общественный строй |Производительные силы |Конец западного |

|определяется некоторыми |развивались в разных условиях -|общества в связи с |

|главными характеристиками|при частной собственности и при|представлением о |

|-- состоянием |общественной; там, где |саморазрушении |

|производительных сил, |производительные силы были |западного строя из-за|

|формой собственности и |более развиты, революций не |внутренних |

|отношениями между |происходило |противоречий. |

|трудящимися | | |

|. 2.Противоречия между |Развитие производительных сил |На определенном |

|производительными силами |требует новых форм |уровне развития |

|и производственными |производственных отношений, но |производительных сил |

|отношениями |эти новые формы могут не |личное право на |

| |противоречить традиционному |собственность станет |

| |праву собственности. |препятствием на пути |

| |Теоретического противоречия |прогресса |

| |между производительными силами |производительных сил |

| |и производственными отношениями| |

| |не существует. | |

|3. Анализ базиса и |Базисом следовало бы назвать |Базис, |

|надстройки |экономику, в частности, |производственные |

| |производительные силы, т. е. |отношения, определяют|

| |течническое оснащение общества |надстройку, которая |

| |вместе с организацией труда. Но|должна ему |

| |технический уровень цивилизации|соответствовать. |

| |не отделим от уровня научных | |

| |познаний. Но оно относится к | |

| |надстройке | |

Под "ортодоксальными" здесь подразумеваются выводы, сделанные

теми последователями марксистского учения, которые не хотели

творчески подойти к его содержанию, хотя вопрос о необходимости

пересмотра ряда положений классического марксизма ставился еще в

середине 90-х годов ХIХ века. Марксизм отразил состояние общества

второй трети прошлого века и опирался на науку той эпохи. В те годы

о многих общественных процессах, проявившихся уже в начале

нынешнего столетия, не могло быть и речи, а развитие капитализма

вполне укладывалось в логичные марксистские схемы. Однако не

следует полностью отвергать марксизм на том основании, что он якобы

"устарел", поскольку многие идеи К.Маркса могут быть творчески

использованы как методологические подходы к изучению современного

общества.

Если вопрос о роли материального производства в жизни

общества стал объектом дискуссий лишь в последние десятилетия, то

философские проблемы собственности вызывали самые ожесточенные

споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными

вопросами были, во-первых, какова роль собственности в развитии

человеческой цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность -

это добро или зло?

Формы собственности могут быть различными. Главными из них

являются общественная и частная собственность. Со времен Платона в

философии идет спор о том, какая форма собственности лучше.

Приведем два характерных мнения, отражающих позиции противоположных

лагерей, на которые разделились мыслители по отношению к

собственности.

Аристотель: "В каждом государстве есть три части: очень

состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между

теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и

середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ

всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам

разума... Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем

были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям

средним... Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие

не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки

стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на

кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безо- пасности"

Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено

заблуждение, заключающиеся в том, что люди присваивают себе в

частную собственность земные блага и богатства, вместо того чтобы,

как следовало бы, всем владеть и пользоваться ими на началах

равенства... Благодаря этому каждый старается всякими способами,

хорошими или дурными, обладать как можно большим богатством, потому

что жадность ненасытна, и она, как известно, является источником

всех зол... Вследствие этого наиболее сильные, наиболее хитрые,

наиболее ловкие, а часто даже и худшие и не достойнейшие

оказываются наделенными наилучшими земными благами и житейскими

удобства- ми" .

Процитированных философов разделяют не только два

тысячелетия, но и противоположное отношение к собственности. Для

Аристотеля собственность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная)

- атрибут того слоя, который мы сегодня называем "средним классом".

Средний класс, ныне составляющий в развитых странах мира до 80%

населения, является главной опорой государства, гарантом его

благополучия. Аристотель признает, что не имеющий собственности,

как и имеющий ее чрезмерно, склонны к противоправным действиям,

потому оба они не могут способствовать сохранению стабильности

государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в любом

ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной

собственности. Советская философия унаследовала традиции К.Маркса и

Ф.Энгельса, вслед за представителями утопического коммунизма,

бескомпромиссно отрицавших частную собственность. Для российской

философии это сыграло роковую роль: проблема собственности в

советский период ее истории просто не ставилась.

Литература

1. Кувакин В.А. «Что такое философия?» М.1989 г.

2. Философия Учебник для ВУЗов 1995 г.

3. «На переломе». Философские дискуссии 20-х годов. Философия и

мировоззрение. М. 1990 г.

4. Ильин И.А. Философия и Жизнь.

5. ФЭС. Статьи.

6. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. М.,1994.

7. 4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

-----------------------

[1] Благодаря философии человек ощущает себя уникальным, во-первых,

посредством приобщения именно его (т.е. уникально познающего) к всеобщему ;

во-вторых, как индивид, решающий в философии и с ее помощью свои

собственные, уникальные, единичные и «однократные» проблемы

[2] Даже сам факт исключительной многозначности понятия «философия» говорит

о ее неистребимости и жизнестойкости в языке. А. В. Потемкин насчитывает 27

значений термина «философия»

[3] Интересные соображения о филосовском и социальном смысле феномена

удивления высказаны Г.Парсонсом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты