Философия и ее роль в развитие общества
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Функции и задачи философии 3
Философия как мировоззрение. 11
Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.
17
Материализм и идеализм – основные направления философии. 20
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного
сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении
человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и
мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир,
место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-
политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)
действительности - природы, человека, отношения объективной
действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и
мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как
объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-
следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам
действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать
от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно,
независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время,
количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не
существовало как таковой.
Функции и задачи философии
Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и
создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню
развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование,
оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии
познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает
свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые
применяются в строго определенной области для более или менее
ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не
занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность»,
и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются
предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие
связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются
категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений
между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим
нас бытием.
Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и
отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя
многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и
находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в
этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то,
что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое
философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего
«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто
вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной
деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда
имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой
сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не
осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более
«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение
текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще
одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией
попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в
жизни.
Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых
в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление
увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы.
«…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным.
Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает
из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид
изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть
много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на
которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не
желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии
–cтремясь охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по
возможности объяснять их.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии.
Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы
развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?
Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?
Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:
совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы
поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление
жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у
мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли
природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков
способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор
химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,
как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия
призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в
мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует
говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть
стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом
изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится
охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно
представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на
внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково
содержание философии.
Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над
вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как у всех
остальных едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда,
в основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается
впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых проблем и
созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть
может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.
Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они
пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот,
кто целиком и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных
обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н
Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов, другие же – например,
Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории,
доминирующие в демократическом мире.
Независимо от этих различных представлений о роли философа и
независимо от того, насколько связанной мы представляем его деятельность с
нашими непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение
проблем, прямо или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной
критической проверки этот человек пытается оценить состоятельность тех
данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком и о мире
людей. В результате этого исследования философ пытается выработать некое
общее, систематизированное, согласованное и стройное представление обо
всем, что мы знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук
узнаем о мире больше и больше, требуется рассматривать и все новые
интерпретации вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих
чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не
занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел).
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней
Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,
существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной
обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы
принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о
материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из
нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти
данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях
науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные
на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической
проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и
воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их
принимать.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а
стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия
стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или
художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.
Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более
необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.
Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .
Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,