дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,
систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны
в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни
высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет
(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия
объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия
человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между
философией и наукой, что породило пограничные между наукой и философией
области знания (философские вопросы физики, математики, биологии,
социологии; например, идея относительности, несамостоятельности
пространства и времени, которая сначала обсуждалась в философии Лейбницем,
Махом, затем в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике
Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована,
как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить к
научной ориентации философии все ее достоинства. Первые ученые были
убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны природы,
они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом ее
общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм
культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев
свой роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из
человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.
Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например,
Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением
мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука.
Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно
внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее
преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии.
«Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству»
(В.А. Канке).
Но мало объяснять мир и звать к совершенству, нужно этот мир
изменять. Но в каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о
добре и зле, должном и недолжном. Здесь и выясняется особая роль философии
в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. При более
детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое
содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении
добра. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они
довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной
деятельности философов. В наши дни этическую функцию философии часто
называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные
ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ
века.
Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра
( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и
не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы
добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей
возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей
электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом,
но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической
функции философии.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,
потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде
всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и
общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,
искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее
ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной
структурой.
В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о
сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,
техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества
(философии истории). Философию познания называют гносеологией или
эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.
Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными
областями философии являются философия науки, философия религии, философия
языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия
практики (этика), история философии. В философии науки относительно
самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук
(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И
эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические результаты. Например,
философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих
перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-
политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек
не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее
предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же
пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,
чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе
к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-
нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные
задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные
воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и
раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,
Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию
общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,
которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не
ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в
особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых
придерживаются люди.
Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые
были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы
философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе
обычными ремесленниками.
Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все
философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является
тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их.
Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом.
Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и
понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует
придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие
убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление
над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию
вселенной, природы и людей.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование
научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки
происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия
призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли
нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки
на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит
факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и
формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям
для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя
как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского
мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,
критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который
способствует расширению сознания.
Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует
долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках
позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой
бесплодный тупик.
Философия как мировоззрение.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое
мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно
связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен
и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти
верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были
своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому
прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,
которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на
художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (
классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из
особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,
что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.
Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,
формой мировоззрения.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не