Философия и ее роль в развитие общества

дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,

систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны

в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни

высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет

(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия

объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия

человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между

философией и наукой, что породило пограничные между наукой и философией

области знания (философские вопросы физики, математики, биологии,

социологии; например, идея относительности, несамостоятельности

пространства и времени, которая сначала обсуждалась в философии Лейбницем,

Махом, затем в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике

Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована,

как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить к

научной ориентации философии все ее достоинства. Первые ученые были

убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны природы,

они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом ее

общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм

культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев

свой роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из

человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.

Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например,

Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением

мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука.

Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно

внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее

преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии.

«Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству»

(В.А. Канке).

Но мало объяснять мир и звать к совершенству, нужно этот мир

изменять. Но в каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о

добре и зле, должном и недолжном. Здесь и выясняется особая роль философии

в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. При более

детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое

содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении

добра. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они

довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной

деятельности философов. В наши дни этическую функцию философии часто

называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные

ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ

века.

Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра

( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и

не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы

добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей

возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей

электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом,

но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической

функции философии.

Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,

потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде

всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и

общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,

искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее

ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной

структурой.

В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о

сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,

техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества

(философии истории). Философию познания называют гносеологией или

эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.

Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными

областями философии являются философия науки, философия религии, философия

языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия

практики (этика), история философии. В философии науки относительно

самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук

(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И

эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно

способны приносить значительные практические результаты. Например,

философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих

перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому

прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-

политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом

утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,

хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек

не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.

О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее

предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же

пытается делать философ?

Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,

чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе

к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,

традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют

другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы

никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-

нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.

Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные

задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные

воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и

раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,

Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию

общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,

которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не

ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в

особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых

придерживаются люди.

Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые

были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы

философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе

обычными ремесленниками.

Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все

философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является

тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их.

Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом.

Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и

понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует

придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие

убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление

над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию

вселенной, природы и людей.

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование

научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки

происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия

призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли

нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки

на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит

факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Изучение философии способствует повышению общей культуры и

формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям

для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя

как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского

мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,

критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который

способствует расширению сознания.

Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует

долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках

позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой

бесплодный тупик.

Философия как мировоззрение.

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое

мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно

связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен

и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти

верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были

своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому

прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,

которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на

художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных

иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (

классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из

особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,

что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.

Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,

формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты