сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более
общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более
цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции,
распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но
и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как
и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны
социальных, вне теоретических факторов.
Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что
оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его
мысли.
Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний,
обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков ( 4 в. до н.
э.) эта структура приняла следующий вид:
1. философия начиналась с логики;
2. после логики следовала физика или учение о природе;
3. после физики – этика.
Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей
важности практикуемых в них проблем, лишь подготавливает, предваряет
основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и
судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.
Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день.
Хотя время внесло в нее свои корректировки. В 17в. в лоне общих систем
философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В
понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала
не только абстрактно – теоретический, но чувственный уровень познания. То,
что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков
получило иное название – онтология.
Существенную перестройку, пере осмысливание структуры философского
знания осуществил основоположник классической немецкой философии И. Кант. В
одной из готовых своих сочинений- «Критике способности суждения» – он
говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души»,
понимая под последним познавательную, практическую и эстетическую
способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философия как
учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее
узкорационалистическую трактовку как только теорию или методологию научного
знания, высказывавшуюся сначала просветителями, затем позитивистами.
Гегель строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук».
Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания,
обозначаемые им в строгой последовательности:
1. логика;
2. философия природы;
3. философия духа.
Как видим, логика, методология познания давно составляют теоретическое
ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру
не сводится. Социальная философия, философские вопросы естествознания,
этика, философская культурология, история философии – круг философских
дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура
философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что
философские дисциплины – не механические части целого, которые можно
отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь
более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом
кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл
остается все тем же. В этом отношении философия являет собою полную
противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она
возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И
то, и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это
значит, что современный философ, как бы оригинален он не был, смыслит не
только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени
философии в целом.
Вот почему история философии – не «часть» ее, а основа, ее суть, ее
самосознание.
Что значит – идеалистическом варианте? Идеализм – есть такой тип и
такой способ философствования, которой активную, творческую роль в мире
отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к
саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший
род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.
Безусловно, творческая природа духовного производства «заметнее» , внешне
ярче, более открыта и для взгляда теоретика, и для общественного сознания в
целом, по сравнению с историко – творческим характером «грубого», не
элитарного, повседневно – привычного процесса – производства материального.
Дух – есть высокий цвет материи, без чего материя не полна, не выражена во
всю мощь своих глубинных возможностей. Диалектика природы – только «пролог»
к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика в истории философии
предшествует диалектике материалистической. Критическое преодоление
идеализма материализмом не могло быть лишь внутрифилософским делом – оно
осуществлялось как сторона и составляющая часть более общего социального
движения, выводящего на сцену истории новые силы: трудящиеся массы,
непосредственно занятые материальным производством, производительным
трудом. В то же время истинный, диалектический материализм не отбрасывает
рациональное зерно идеализма, а понимает и принимает его как глубочайшее
самовыражение мысли, как вечное свидетельство того, что духовные ценности
непреходящи, что они выше, значительней любых материальных благ.
Со своей стороны материализм, корни которого уходят в материально –
производственную и социально – преобразовательную практику человека, есть в
конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его
производности от природной и социальной реальности, которая для
материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, то есть
существует вечно!
Материализм и идеализм – основные направления философии.
Формы материализма и идеализма многообразны. Так, различают
объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический
материализм и т. д.. Рассмотрим в качестве примера, как в рамках одной из
форм материализма, а именно в рамках диалектико – материалистического
учения, решалась одна из важнейших философских проблем – проблема материи.
Определение, данное В. И. Лениным, является наиболее общепризнанным в
современном материализме.
Материя – есть философская категория для обозначения объективной
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от
них.
Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».
Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом
существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же
характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.
Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного
обоснования существования не только материального мира, но и духовного.
Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это
взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.
Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в
которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не
хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи
на уровне неживой и живой природы.
В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной
науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды,
молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные
строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и
метагалактик, люди еще не познали.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость,
неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но
среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства
называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также
изменение состояний объектов, которые происходят в процессе этих
взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Все вещи
окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие
состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик
предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешенная
пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид,
место расположения предметов сохраняется неизменными. Мы воспринимаем их
как находящиеся в покое. Покой – это состояние движения, которое не
нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Существует
состояние движения, которые приводят к изменению качественного состояния
предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета на более простые
элементы, и наоборот, образование нового, более сложного объекта.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения
материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.
Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение
обусловлено глубинными процессами взаимопревращениями элементарных частиц,
взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными
переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире.
Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития
Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц
заложена возможность появления человека. Так элементарные взаимодействия
имеют постоянную величину, числовое значение которой 1/37. Благодаря именно
такому ее значению образуются атомы, молекулы, и в итоге – человек.
Малейшее изменение этой величины сделало бы нашу Вселенную иной.
Современная космология утверждает, что человек и общество есть такая
структурная организация материи и движения, которая обусловлена
взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому социальная форма
движения есть космическое явление.
Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность
составляющих ее объектов, их строения из элементов и частей. Пространство
нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют трехмерным. Оно