Философия и ее роль в развитие общества

сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали более общезначимым, более

общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более

цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции,

распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но

и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как

и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны

социальных, вне теоретических факторов.

Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что

оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его

мысли.

Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний,

обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков ( 4 в. до н.

э.) эта структура приняла следующий вид:

1. философия начиналась с логики;

2. после логики следовала физика или учение о природе;

3. после физики – этика.

Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей

важности практикуемых в них проблем, лишь подготавливает, предваряет

основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и

судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.

Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день.

Хотя время внесло в нее свои корректировки. В 17в. в лоне общих систем

философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В

понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала

не только абстрактно – теоретический, но чувственный уровень познания. То,

что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков

получило иное название – онтология.

Существенную перестройку, пере осмысливание структуры философского

знания осуществил основоположник классической немецкой философии И. Кант. В

одной из готовых своих сочинений- «Критике способности суждения» – он

говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души»,

понимая под последним познавательную, практическую и эстетическую

способности, присущие человеку от рождения. Кант понимает философия как

учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее

узкорационалистическую трактовку как только теорию или методологию научного

знания, высказывавшуюся сначала просветителями, затем позитивистами.

Гегель строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук».

Как и стоики, и Кант, Гегель тоже называет три части философского знания,

обозначаемые им в строгой последовательности:

1. логика;

2. философия природы;

3. философия духа.

Как видим, логика, методология познания давно составляют теоретическое

ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру

не сводится. Социальная философия, философские вопросы естествознания,

этика, философская культурология, история философии – круг философских

дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура

философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что

философские дисциплины – не механические части целого, которые можно

отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь

более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом

кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл

остается все тем же. В этом отношении философия являет собою полную

противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она

возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспоминания. И

то, и другое совершается как акт рефлексии, то есть осознанно. А это

значит, что современный философ, как бы оригинален он не был, смыслит не

только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени

философии в целом.

Вот почему история философии – не «часть» ее, а основа, ее суть, ее

самосознание.

Что значит – идеалистическом варианте? Идеализм – есть такой тип и

такой способ философствования, которой активную, творческую роль в мире

отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к

саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший

род бытия – не как творческое, а как вторичное начало.

Безусловно, творческая природа духовного производства «заметнее» , внешне

ярче, более открыта и для взгляда теоретика, и для общественного сознания в

целом, по сравнению с историко – творческим характером «грубого», не

элитарного, повседневно – привычного процесса – производства материального.

Дух – есть высокий цвет материи, без чего материя не полна, не выражена во

всю мощь своих глубинных возможностей. Диалектика природы – только «пролог»

к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика в истории философии

предшествует диалектике материалистической. Критическое преодоление

идеализма материализмом не могло быть лишь внутрифилософским делом – оно

осуществлялось как сторона и составляющая часть более общего социального

движения, выводящего на сцену истории новые силы: трудящиеся массы,

непосредственно занятые материальным производством, производительным

трудом. В то же время истинный, диалектический материализм не отбрасывает

рациональное зерно идеализма, а понимает и принимает его как глубочайшее

самовыражение мысли, как вечное свидетельство того, что духовные ценности

непреходящи, что они выше, значительней любых материальных благ.

Со своей стороны материализм, корни которого уходят в материально –

производственную и социально – преобразовательную практику человека, есть в

конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его

производности от природной и социальной реальности, которая для

материалистов самоценна и самодостаточна, никем не сотворена, то есть

существует вечно!

Материализм и идеализм – основные направления философии.

Формы материализма и идеализма многообразны. Так, различают

объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический

материализм и т. д.. Рассмотрим в качестве примера, как в рамках одной из

форм материализма, а именно в рамках диалектико – материалистического

учения, решалась одна из важнейших философских проблем – проблема материи.

Определение, данное В. И. Лениным, является наиболее общепризнанным в

современном материализме.

Материя – есть философская категория для обозначения объективной

реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от

них.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие».

Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом

существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же

характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность.

Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного

обоснования существования не только материального мира, но и духовного.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это

взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в

которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не

хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно говорить о строении материи

на уровне неживой и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной

науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды,

молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные

строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и

метагалактик, люди еще не познали.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость,

неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д. . Но

среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства

называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также

изменение состояний объектов, которые происходят в процессе этих

взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Все вещи

окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие

состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик

предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешенная

пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид,

место расположения предметов сохраняется неизменными. Мы воспринимаем их

как находящиеся в покое. Покой – это состояние движения, которое не

нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Существует

состояние движения, которые приводят к изменению качественного состояния

предметов. Здесь возможны два результата: распад предмета на более простые

элементы, и наоборот, образование нового, более сложного объекта.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения

материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение

обусловлено глубинными процессами взаимопревращениями элементарных частиц,

взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными

переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития

Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц

заложена возможность появления человека. Так элементарные взаимодействия

имеют постоянную величину, числовое значение которой 1/37. Благодаря именно

такому ее значению образуются атомы, молекулы, и в итоге – человек.

Малейшее изменение этой величины сделало бы нашу Вселенную иной.

Современная космология утверждает, что человек и общество есть такая

структурная организация материи и движения, которая обусловлена

взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому социальная форма

движения есть космическое явление.

Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность

составляющих ее объектов, их строения из элементов и частей. Пространство

нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют трехмерным. Оно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты