Философия и ее роль в жизни человека и общества

представляла тоталитарное государство во главе с философами. Анализировал

модели существующих государств, и считал реально существующие формы

правления негативными; делит на 4 формы:

-тимократия- власть честолюбцев.

-олигархия- власть немногих над большинством.

-демократия- власть большинства.

-тирания- власть одного.

Наиболее неприемлемые формы: демократия и тирания, наиболее подходящая-

олигархия. При демократии к власти приходят не наиболее знающие,

достойные люди, а “трутни” (демагоги создающие ажиотаж). Демократия плоха

тем, что создаёт возможность установления тирании. При демократии главным

благом является свобода, но чрезмерная свобода ведёт к чрезмерному

рабству.

Аристотель(4в.)- ученик Платона. Приписывают фразу: “Платон мне друг,

но истина дороже”.

Жил при дворе Македонского царя и был воспитателем Александра. Александр

говорил: “Я чту Аристотеля наравне со своим отцом потому, что отец дал

мне жизнь, а Аристотель дал мне то что придаёт ей ценность”.

Вернувшись в Афины Аристотель основал философскую школу- лицей

(находилась при храме Аполона Ликейского) или перипатетическая

(прогулочная).

В 323 умирает Александр, и Аристотель уезжает из Афин.

Известен тем что оставил труды по всем известным отраслям знаний

(биология, риторика, политика, ...). Он произвёл систематизацию знаний и

первый выделил Ф. У Аристотеля две Ф:

-физика(натурфилософия)- впоследствии стала естественным предметом.

-метафизика(после физики)- размышление о бытие(о сверхчувственной

реальности).

У Аристотеля сущ. понятия форма(сущность вещи) и материя(то из чего вещь

состоит). Форма и материя слиты воедино.

Аристотель считается отцом логики-науки о законах мышления.

Обращается к формам государств, но делит их по другому(чем Платон) на

правильные и неправильные. Критерием деления служит забота о благе

граждан:

-правильные- монархия(власть одного), аристократика(власть немногих),

полития/идеальное государство придуманное Аристотелем/(власть

большинства).

-неправильные- тирания, олигархия, демократия/имеет тенденцию

превращения в охлократию(власть толпы)/.

Ф. Эпохи Эллинизма. Древнеримская Ф.

Специфика:

334-323г. походы Александра Македонского, с этих походов началась эпоха

Эллинизма.

В 338г. до н.э. произошла битва при Херонее между греческими и

македонскими войсками. Греки потерпели поражение и потеряли

независимость. Культура сменилась на Эллинистическую.

Основными вопросами стали вопросы этики(учения о нравственности),

возможности достижения счастья.

АТАРАКСИЯ- безмятежность, невозмутимость(имей это и будешь счастливым

человеком).

Было три школы: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Скептицизм- представитель- грек Пиррон(2я. пол. 4в. - нач. 3в. до

н.э.). “Человек может быть счастливым если достигнет состояния

атараксии”.

Тезис- воздержание от суждений. Человеку не дано знать, понимать. Человек

не может судить. Скептики сомневаются в том, что человек может достигнуть

истины.

АГНОСТИЦИЗМ- другое направление скептицизма. Считают, что человек не

способен получить истину.

Эпикуреизм- основатель Эпикур(342-271г. до н.э.). Считал, что атараксия

достигается при отсутствии страха(смерти, бессилия перед природой).

Освобождение человека от страха, борьба с ним. Побороть страх можно

только изучая природу и её явления.

Страх смерти: “Не стоит беспокоиться насчёт смерти. Смерть не имеет к нам

отношения. Когда мы есть- смерти ещё нет, когда она наступает- нас уже

нет”.

Человек должен жить с удовольствием, но это прежде всего отсутствие

страданий(физических и духовных). Человек не должен преступать меры в

удовольствиях. Тезис Эпикура- живи незаметно.

Стоицизм- основатель школы- Зенон из Кития(336-265г.). Название

произошло от “стоя”-портик, колоннада- места сбора. Находились в

оппозиции Эпикуру. Стоики говорили, что человек должен подчиняться

необходимости, в этом его основная добродетель. Не надо идти против

судьбы.

АПАТИЯ- бесстрастие, чувственное спокойствие.

Сенека(кон. 1в. до н.э.)- др. римский мыслитель, был богат и близко

связан с императором Нейроном. В своём учении говорил, что не надо

стремиться к богатству, т.к. богатство есть беспокойство. С падением

Нейрона связано и падение Сенеки. Он уехал из столицы и кончил жизнь в

бедности, в соответствии со своим учением. Человек должен покоряться

судьбе, но если он запутывается в противоречиях, то уходит из жизни сам.

Сенека умирает вскрыв себе вены.

Ф. Эпохи позднего Эллинизма.

Плотин- представитель.

Характеристика: время разрушения, раскола Римской империи. В это время

проникают мистические и религиозные мышления с востока. Философская мысль

сближается с религиозным учением.

Ф. Плотина является одновременно концом и началом, концом античной Ф. и

началом христианской теологии.

Средневековая Ф. (5-15в. н.э.)

Средневековый запад унаследовал внутренние противоречия др. римлян.

476г.- падение Римской империи. 4в.- основан Константинополь.

В территориальном смысле Зап. Европа маленькая. Замкнутость, скученность

городов; на земле всё маленькое, ограниченное, а там, наверху, где бог

места много. Человек живёт в ожидании смерти, в страхе перед ней; в

беспокойстве о будущей жизни. Хорошие и плохие дела взвешиваются. Куда

попадёт человек к богу или дьяволу. Проблема двойственности, раскола-

человек живёт на земле, но должен стремиться к богу. Отшельничество, уход

от мира- точно попадёшь в рай. Полное прощение грехов при полной передаче

всех средств церкви.

Человек утверждался не выделяясь, а растворяясь в обществе, становясь

первым из многих, т.к. гордыня страшный грех. Человек связан с

определённой социальной группой на всю жизнь.

Свобода- наличие покровителя, гарантирующего твои права.

Весь средневековый мир связан с христианством, и Ф. связанна с богом.

Христианство- господствующая идеология.

Характерная черта- теоцентричность(теос- бог)- реальность определяющая

всю сущность- бог.

Проблема отношения бога и мира- философская проблема. Было несколько

течений по этой проблеме:

Теизм- учение согласно которому бог выступает создателем мира и элементом

постоянного воздействия на все процессы, происходящие в этом мире.

Особенность, связанная с историческими условиями(католическая церковь

стояла наравне со светской властью, иногда превышая её)- единственные

духовные центры: монастыри, церковные духовные центры,

университеты(связанные с церковными школами).

Схоластика- синоним средневековой философии. Специфика метода познания:

Ф. не была направлена на изучение окружающей действительности, как она

есть сама по себе. Все истины находятся в священном писании, они есть их

не надо доказывать.

Ф. должна обосновывать положение вещей.

Ф.- служанка богословия, т.е. решает важнейшие проблемы времени, веры и

разума.

Коперник, почти перед смертью(почему и не был наказан инквизицией),

написал свою теорию геоцентризма.

Специфика, содержащая всю философскую концепцию средневековья,-

теоцентризм - бог реальность определяющая всё.

Креационизм- учение творения богом мира из ничего.

Провиденциализм- бог не только создал мир, но и участвует во всех

течениях жизни.

Персонализм- учение о создании богом человека(человек- высшее творение

бога), но есть две стороны: дух и плоть. Душой человек может прикоснуться

к божественному миру.

Проблемы: что первично?, соотношения общего и единичного(реализм и

номинализм)-общих понятий продолжались многие столетья.

Существовало учение что нет и не может быть понятий без конкретных

предметов.

Было несколько периодов:

1- патристика 2-5в. н.э.(в переводе с латыни- учение отцов церкви).

Аврелий Августин 4-5в.- один из отцов церкви. Мыслитель затрагивающий

проблему соотношения веры и разума: “Верю, чтобы понимать” (превосходство

веры перед разумом).

2- период ранней схоластики 6-12в.

Характеризуется усилением влияния церкви, распространение католицизма в

обществе.

Ансельм Контерберийский- глава церковной епархии 11в. Поддерживал идею-

вера выше разума, т.е. первостепенность веры перед разумом.

3- расцвет схоластики 13в.

Окончание крестовых походов(1096-1270)(грабежи, разбои вернувшихся

рыцарей). Папская власть неограниченна. “Европейцы ничего не получили от

крестовых походов кроме абрикосов”- Шарль ЛеГоф.

13в.- борьба с ересью внутри христианства. 1206г.-возник орден

францисканцев.1216г.- возник орден доминиканцев(отвечал за инквизицию)

dominicanis- псы господние.

Фома Аквинский- доминиканец, “ангельский доктор”- отец церкви создавший

труд “Сумма теологий”.

4- период поздней схоластики 14-15в.

Период разложения, заката эпохи средневековья. Произошла попытка

разделить веру и разум.

Иоганн Дунс Скотт- “тонкий доктор” францисканец- в сфере тончайших

вопросов. Попытался разделить веру и разум. Теология и философия- разные

понятия.

Ф. эпохи возрождения 14-нач.17в.

Связанна с Италией.

1- Характерные черты эпохи и Ф. того времени.

2- Гуманизм.

3- Социально- философская мысль.

4- Эпоха возрождения и реформация(Варфоломеевская ночь).

5- Натурфилософия возрождения.

1.

Эпоха Возрождения- это переворот в первую очередь в системе ценностей.

Возникает убеждение в том, что человек- высшая ценность. Одной из

характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное

оживление светских настроений.

Светский характер присущ яркому явлению культуры Возрождения- гуманизму.

В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления,

который провозглашает идею блага человека главной целью социального и

культурного развития и отстаивает ценность человека как личности.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное

наследие. Возрождение античности и дало название всей эпохе (Ренессанс

переводится как возрождение).

Характерная черта тогдашней Ф.- создание новой пантеистической картины

мира, отожествляющей бога и природу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты