Философия и ее роль в жизни человека и общества

существа. Именно закон называют императив- долженствование.

Кант утверждает, что мораль стоит на оттенках долженствования.

Категоричность- обязательность при всех условиях.

Категорический императив носит оттенок и долженствования, и

обязательности.

Закон Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу

всеобщего законодательства.

Кант не атеист. По отношению к гносеологии у него было много критических

замечаний.

В 1806г. выходит труд Гегеля(умер в 1831г.). Является завершающим штрихом

немецкой Ф. Его философская система носит идеалистический характер.

Центральное понятие- мировой разум(объективное, безличное начало, которое

выступает в роли творца мира).

Субъективный идеализм- философское направление которое связанно с

сознанием человека. Весь мир зависит от мыслящего Я.

Абсолютная идея- духовное разумное начало, которое деятельно(активно) и

его деятельность состоит в самопознании.

Структурированная философская система; триада- включает 3 ступени:

1- логика

2- природа

3- дух

Особенность системы: начало идеальное, которое находится в движении и

изменении. Не просто проблема движения, а с точи зрения диалектики.

Гегель сформулировал основные принципы диалектики.

“Единство и борьба противоположностей”

Противоположность- стороны характеризующие один предмет, 2 стороны

явления которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг

друга.

Процесс развитие в виде триады

n утверждение- тезис

n антитезис- отрицание утверждения

n отрицание отрицания

Ф. система Гегеля:

1- учение о бытие, о сущности и о понятии(рассматривает фундаментальные

вопросы суждения).

2- механика, физика, органика(появляется в системе человеческих знаний).

3- Философия духа(касается вопросов общественного, философского сознания).

Философия духа:

1- учение о субъективном духе:

а- психология(исследует вопросы души).

б- феноменология(исследует вопросы самосознания).

в- антропология(исследует проблемы личности).

2- учение о объективном духе:

а- право

б- мораль

в- нравственность:

n государство

n гражданское общество

n семья

6- учение о абсолютном духе:

а- искусство

б- религия

в- философия

Учение о субъективном духе касается вопросов индивидуального сознания.

Учение о объективном духе- речь идёт о общественном сознании, т.к.

человек существо общественное.

Право- воплощение свободы воли. Свободу может гарантировать лишь

юридическое оформление. Основной аспект утверждающий свободу является

собственность.

Мораль- внутренняя, субъективная свобода человека, которая проявляется в

поступках. Чтобы поступок был моральным он должен удовлетворять 3

требованиям:

n должен иметь свой умысел.

n должен иметь благо.

n должен соответствовать добру.

Нравственность- объективная воля и свобода человека, та которая связанна

с жизнью человека в обществе.

1- семья - природонравственный союз, создающийся ради продолжения рода.

Основа- имущественная собственность.

2- гражданское общество - частная сфера человека; сфера свободная от

государственного контроля. Сфера экономических интересов. Государство

лишь помогает, а не регламентирует.

3- государство- синтезирующий. Поддерживает и охраняет семью и гражданское

общество.

Гегель не делит мир на цивилизованный и не цивилизованный. Выделяет

специфику: любое государство результат исторического развития народа

(соответствует духу и менталитету народа).

Обращается к вопросам мирового разума. Хитрость и коварство мирового

разума заключаются в следующем:

n совершает действие, но получает результат на который он не рассчитывал.

Если человек противоречит логике- его действия нужного результата не

принесут(революция- одно дело цель, другое результат). (Это и есть

коварство и хитрость мирового разума).

n есть государства, которые человек создал ради упорядочения,

структурирования жизни. Государство- политическая структура начинает

работать против человека(государственные интересы). Общество работает

на государство. Величайшие политические деятели (Наполеон) выполняли

какие-то цели и мировой разум затем их отбрасывал.

Учение о абсолютном духе- учение о общественном сознании. От искусства

(чувственное созерцание) к представлению религии, и от религии к

абстрактному мышлению философии.

Марксистская Ф.

Появилась в 40-х гг. 19в. Основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской философской,

научной и общественно-политической мысли. Но наибольшее влияние оказали:

немецкая классическая Ф., английская политическая экономия, а также

французский критический утопический социализм.

Соединение материализма и диалектики.

Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской Ф.

послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Своё отношение к Ф.

этих мыслителей К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в целом ряде работ.

Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений(

диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобождённые соответственно

от идеализма и метафизики.

Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своём учении его

диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это

была уже материалистическая диалектика; в ней человеческие понятия

истолковываются как отражение реальных вещей, их многообразных связей и

отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало

созданию новой Ф( диалектического материализма.

Основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему

распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Т.е.

придать придать диалектическому материализму законченный вид. В данном

случае диалектико-материалистический метод познания предстаёт как

универсальный, применимый не только к явлениям природы, но и общества.

Задача состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с

“материалистическим основанием” и перестроить её соответственно этому

основанию. С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием

науки об обществе является практика как общественная преобразующая

деятельность людей. Оторванная от практики теория выступает как набор

идеалистических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается в

мистику.

Маркс по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие теории и

практики. Формируясь под влиянием условий практической деятельности

людей, теория в свою очередь оказывает влияние на практику. И это влияние

может быть весьма существенным. Это относится к философским,

естественнонаучным, социальным и др. теориям. Маркс неоднократно

высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда

она овладевает массами; а это происходит в том случае, если теория

выражает интересы масс. Практическое назначение своей теории Маркс

выразил вполне определённо: “Философы лишь различным образом объясняли

мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Изменить мир в своих

интересах, по Марксу, должен пролетариат. Вооружить его научной теорией

революционного переустройства общ-ва( в этом заключается основная

социальная ф-ция марксизма и его Ф.

Две стороны основного вопроса Ф.

“Основной вопрос всей, особенно новейшей, Ф. есть вопрос об отношении

мышления к бытию”,( утверждал Энгельс. Философы, писал он, разделились на

два больших лагеря своеобразно тому, как они отвечали на данный вопрос.

“Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы- составили

идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу,

примкнули к различным школам материализма”.

Марксистская Ф. решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и

духа, материи и сознания диалектико-материалистически. Признавая

первичной материю и вторичным сознание, она рассматривает их сложные и

противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль

сознания, его воздействие на природу и общественное бытиё людей в

процессе их деятельности.

Энгельс и Маркс твёрдо исходили из того, что мир познаваем, что

объективные явления и процессы материального мира более или менее

правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся т.о. знания о мире

помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии

со своими потребностями и интересами. Указывая на существующие формы

агностицизма (agnostos- недоступный познанию), т.е. разного рода взгляды

о непознаваемости мира, марксистская Ф. опровергает их. При этом она

опирается на достижения современного естествознания и общественных наук,

которые показывают, что люди узнают о мире(природе, обществе, человеке)

всё больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития.

Бытиё, материя, сознание.

С точки зрения марксистской Ф., мир в целом непреходящ, он существует

вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает

вечным бытиём. Касаемо отдельных явлений, они появляются и исчезают в

разных областях Вселенной. Т.е. их бытиё временно. По отношению к ним

уместно применять понятие “бытиё” и “небытиё”.

Бытиём обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле,

что они существуют. Марксистская Ф. придерживается материалистического

взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления. Бытиё,

понимаемое в узком смысле, первично, сознание и мышление вторичны,

производны от бытия, определяются им, хотя, в свою очередь могут

оказывать на него активное и весьма существенное воздействие.

Ленин дал следующее определение понятия материи: “Материя есть

философская категория для обозначения объективной реальности, которая

дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственное

свойство материи, с признанием которого связан философский материализм,

есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты