существа. Именно закон называют императив- долженствование.
Кант утверждает, что мораль стоит на оттенках долженствования.
Категоричность- обязательность при всех условиях.
Категорический императив носит оттенок и долженствования, и
обязательности.
Закон Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу
всеобщего законодательства.
Кант не атеист. По отношению к гносеологии у него было много критических
замечаний.
В 1806г. выходит труд Гегеля(умер в 1831г.). Является завершающим штрихом
немецкой Ф. Его философская система носит идеалистический характер.
Центральное понятие- мировой разум(объективное, безличное начало, которое
выступает в роли творца мира).
Субъективный идеализм- философское направление которое связанно с
сознанием человека. Весь мир зависит от мыслящего Я.
Абсолютная идея- духовное разумное начало, которое деятельно(активно) и
его деятельность состоит в самопознании.
Структурированная философская система; триада- включает 3 ступени:
1- логика
2- природа
3- дух
Особенность системы: начало идеальное, которое находится в движении и
изменении. Не просто проблема движения, а с точи зрения диалектики.
Гегель сформулировал основные принципы диалектики.
“Единство и борьба противоположностей”
Противоположность- стороны характеризующие один предмет, 2 стороны
явления которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг
друга.
Процесс развитие в виде триады
n утверждение- тезис
n антитезис- отрицание утверждения
n отрицание отрицания
Ф. система Гегеля:
1- учение о бытие, о сущности и о понятии(рассматривает фундаментальные
вопросы суждения).
2- механика, физика, органика(появляется в системе человеческих знаний).
3- Философия духа(касается вопросов общественного, философского сознания).
Философия духа:
1- учение о субъективном духе:
а- психология(исследует вопросы души).
б- феноменология(исследует вопросы самосознания).
в- антропология(исследует проблемы личности).
2- учение о объективном духе:
а- право
б- мораль
в- нравственность:
n государство
n гражданское общество
n семья
6- учение о абсолютном духе:
а- искусство
б- религия
в- философия
Учение о субъективном духе касается вопросов индивидуального сознания.
Учение о объективном духе- речь идёт о общественном сознании, т.к.
человек существо общественное.
Право- воплощение свободы воли. Свободу может гарантировать лишь
юридическое оформление. Основной аспект утверждающий свободу является
собственность.
Мораль- внутренняя, субъективная свобода человека, которая проявляется в
поступках. Чтобы поступок был моральным он должен удовлетворять 3
требованиям:
n должен иметь свой умысел.
n должен иметь благо.
n должен соответствовать добру.
Нравственность- объективная воля и свобода человека, та которая связанна
с жизнью человека в обществе.
1- семья - природонравственный союз, создающийся ради продолжения рода.
Основа- имущественная собственность.
2- гражданское общество - частная сфера человека; сфера свободная от
государственного контроля. Сфера экономических интересов. Государство
лишь помогает, а не регламентирует.
3- государство- синтезирующий. Поддерживает и охраняет семью и гражданское
общество.
Гегель не делит мир на цивилизованный и не цивилизованный. Выделяет
специфику: любое государство результат исторического развития народа
(соответствует духу и менталитету народа).
Обращается к вопросам мирового разума. Хитрость и коварство мирового
разума заключаются в следующем:
n совершает действие, но получает результат на который он не рассчитывал.
Если человек противоречит логике- его действия нужного результата не
принесут(революция- одно дело цель, другое результат). (Это и есть
коварство и хитрость мирового разума).
n есть государства, которые человек создал ради упорядочения,
структурирования жизни. Государство- политическая структура начинает
работать против человека(государственные интересы). Общество работает
на государство. Величайшие политические деятели (Наполеон) выполняли
какие-то цели и мировой разум затем их отбрасывал.
Учение о абсолютном духе- учение о общественном сознании. От искусства
(чувственное созерцание) к представлению религии, и от религии к
абстрактному мышлению философии.
Марксистская Ф.
Появилась в 40-х гг. 19в. Основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской философской,
научной и общественно-политической мысли. Но наибольшее влияние оказали:
немецкая классическая Ф., английская политическая экономия, а также
французский критический утопический социализм.
Соединение материализма и диалектики.
Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской Ф.
послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Своё отношение к Ф.
этих мыслителей К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в целом ряде работ.
Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений(
диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобождённые соответственно
от идеализма и метафизики.
Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своём учении его
диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это
была уже материалистическая диалектика; в ней человеческие понятия
истолковываются как отражение реальных вещей, их многообразных связей и
отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало
созданию новой Ф( диалектического материализма.
Основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему
распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Т.е.
придать придать диалектическому материализму законченный вид. В данном
случае диалектико-материалистический метод познания предстаёт как
универсальный, применимый не только к явлениям природы, но и общества.
Задача состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с
“материалистическим основанием” и перестроить её соответственно этому
основанию. С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием
науки об обществе является практика как общественная преобразующая
деятельность людей. Оторванная от практики теория выступает как набор
идеалистических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается в
мистику.
Маркс по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие теории и
практики. Формируясь под влиянием условий практической деятельности
людей, теория в свою очередь оказывает влияние на практику. И это влияние
может быть весьма существенным. Это относится к философским,
естественнонаучным, социальным и др. теориям. Маркс неоднократно
высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда
она овладевает массами; а это происходит в том случае, если теория
выражает интересы масс. Практическое назначение своей теории Маркс
выразил вполне определённо: “Философы лишь различным образом объясняли
мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Изменить мир в своих
интересах, по Марксу, должен пролетариат. Вооружить его научной теорией
революционного переустройства общ-ва( в этом заключается основная
социальная ф-ция марксизма и его Ф.
Две стороны основного вопроса Ф.
“Основной вопрос всей, особенно новейшей, Ф. есть вопрос об отношении
мышления к бытию”,( утверждал Энгельс. Философы, писал он, разделились на
два больших лагеря своеобразно тому, как они отвечали на данный вопрос.
“Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы- составили
идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу,
примкнули к различным школам материализма”.
Марксистская Ф. решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и
духа, материи и сознания диалектико-материалистически. Признавая
первичной материю и вторичным сознание, она рассматривает их сложные и
противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль
сознания, его воздействие на природу и общественное бытиё людей в
процессе их деятельности.
Энгельс и Маркс твёрдо исходили из того, что мир познаваем, что
объективные явления и процессы материального мира более или менее
правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся т.о. знания о мире
помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии
со своими потребностями и интересами. Указывая на существующие формы
агностицизма (agnostos- недоступный познанию), т.е. разного рода взгляды
о непознаваемости мира, марксистская Ф. опровергает их. При этом она
опирается на достижения современного естествознания и общественных наук,
которые показывают, что люди узнают о мире(природе, обществе, человеке)
всё больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития.
Бытиё, материя, сознание.
С точки зрения марксистской Ф., мир в целом непреходящ, он существует
вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает
вечным бытиём. Касаемо отдельных явлений, они появляются и исчезают в
разных областях Вселенной. Т.е. их бытиё временно. По отношению к ним
уместно применять понятие “бытиё” и “небытиё”.
Бытиём обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле,
что они существуют. Марксистская Ф. придерживается материалистического
взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления. Бытиё,
понимаемое в узком смысле, первично, сознание и мышление вторичны,
производны от бытия, определяются им, хотя, в свою очередь могут
оказывать на него активное и весьма существенное воздействие.
Ленин дал следующее определение понятия материи: “Материя есть
философская категория для обозначения объективной реальности, которая
дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственное
свойство материи, с признанием которого связан философский материализм,
есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего