Философия и ее роль в жизни человека и общества

сознания”.

С точки зрения диалектико-материалистической Ф, материя находится в

вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без

материи. Движение есть форма существования материи.

Диалектический материализм как Ф. марксизма исходит из представлений об

объективном единстве материи, движения, пространства и времени.

Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных

явлений, как формы их существования. Такая точка зрения базируется на

достижениях математики и естествознания. Лобачевский доказал, что

свойства пространства и времени не только связанны со свойствами тех или

иных материальных образований, но и прямо зависят от них. Эйнштейн

говорил, что если бы каким-то образом исчезли все тела, то исчезло бы

пространство и время. Марксистская Ф. базируется на выводах теории

относительности. В настоящее время осмысливаются не только физическое, но

и биологическое и социальное пространство и время, выражающие специфику

существования биологических и социальных явлений.

Понятия “бытиё” и “материя” соотносятся в Ф. с понятием “сознание”. В

марксистской Ф. сознание толкуется как свойство людей отражать и тем

самым осмысливать окружающей их мир материальных и духовных явлений.

Предпосылки возникновения и развития сознания делятся на естественные и

социальные. Естественные- способность человеческого мозга отражать

явления действительности; социальные- человеческая предметно-практическая

деятельность и речь.

Сознание, по словам Ленина, не только отражает объективный мир, но и

творит его. Имеется в виду активная творческая роль сознания, его

конструктивное, созидательное воздействие на явления природы, общества.

Под влиянием мыслительной деятельности, выражающейся в открытиях,

изобретениях, рационализации производственной и иной деятельности,

преобразуется природа и общество.

Диалектика процесса познания.

В марксистской Ф. познание трактуется как деятельность людей,

направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира-

природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и

сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает как

объективная, так и субъективная реальности.

Поскольку познание и сознание неразрывно связанны между собой и постоянно

переходят друг в друга, то нередко то и другое характеризуется как

отражение человеком явлений действительности. Тем самым фиксируется их

общий основополагающий признак.

В марксистской гносеологии указывается на сложный и противоречивый

характер процесса познания. Выделяются такие “ступени познания”, как

чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления) и

рациональная (познание путём понятийного мышления, суждений,

умозаключений).

Чувственная ступень познания рассматривается как низшая ступень отражения

человеком объективного мира с помощью органов чувств: зрения, слуха,

осязания.... Ощущения характеризуются как отражения отдельных свойств

предметов и явлений. В восприятии эти свойства предстают в их

взаимосвязи, в силу чего создаётся целостный образ предметов и явлений.

Представление же выражает собой тот факт, что, благодаря своей памяти,

человек может воспроизводить в своём сознании отсутствующие в данный

момент предметы, если ранее он их видел.

К формам рационального(логического)мышления относятся понятия, суждения,

умозаключения. Понятие предстаёт как обобщение, выделение наиболее

существенных свойств тех или иных явлений. Таковы понятия формы,

движения, энергии, общества, культуры и т.д. Смысл понятий раскрывается в

суждениях, представляющих собой определённую связь понятий, составляющую

некое утверждение или отрицание(космос бесконечен). Умозаключение

характеризуется как логическое действие, в ходе которого из одних

суждений(посылок) выводятся другие. Умозаключения делятся на

индуктивные(из нескольких суждений делается общий вывод) и дедуктивные(из

общих положений делаются частные выводы).

Чувственное познание поставляет первичный мыслительный материал- данные

ощущений, восприятия, который затем осмысливается в формах логического

познания. Под влиянием логического мышления совершенствуется процесс

чувственного отражения предметов и явлений действительности.

При анализе процесса познания неизбежно встаёт вопрос об истине. Суть

вопроса в том, чтобы определить, насколько получаемые знания

соответствуют действительности, т.е. происходящим в мире реальным

процессам. Знания о мире отражают свойства самого этого мира, его

предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому содержание этих знаний

не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества. (Учёный открывший

закон природы, не выдумал его, отразил то, что есть в самой природе). Это

говорит о том, что содержание человеческих знаний о мире объективно. Это

и выражается в понятии объективная истина.

В марксистской Ф. истина толкуется как процесс. Т.е. знания о мире

постоянно развиваются. Этот процесс отразился в понятиях относительной и

абсолютной истины. Относительная истина- есть частичное, неполное знание.

В процессе познавательной деятельности оно дополняется, в чём-то

исправляется, становится более глубоким и полным. Абсолютная истина(

исчерпывающее знание об объекте или какой-то его стороне. Это знание не

опровергается дальнейшим развитием науки.

С т.з. марксизма основой и целью познания является общественная практика.

Она направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями и

интересами людей. Практика выступает и как критерий истины. Выделяются

такие формы практики, как научный опыт(эксперимент), производственная и в

целом общественно-историческая деятельность людей.

Материалистическое понимание истории.

Важным разделом марксистской Ф. является материалистическое понимание

истории (развитие общ-ва и исторического процесса). Заключается в

обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития

общ-ва, каковой, по мнению Маркса, является производство материальных

благ. Т.е. производственно-экономические отношения в конечном счёте

определяют все иные отношения между людьми, в т.ч. политические, правовые

и идеологические отношения между классами и социальными группами.

Общ-во предстаёт как социальный организм( общественно-экономическая

формация, развивающаяся по законам развития материального производства и

прежде всего экономических отношений между людьми. Данные отношения

рассматриваются как основное содержание общественного бытия людей, на

базе кот формируются разл формы их общественного сознания( политическое,

правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, а также философское.

Современная Западная философия.

К сер- концу 19 в. возникла потребность в пересмотре философских

взглядов. Условно можно назвать этот период (Новым временем(. Современную

Западную Ф называют неклассической. Ее осн направления:

1. Позитивизм( философское направление, кот в кач-ве единственного

источника знания признает конкретные (естественные) науки.

Возникновение относится к 1830-1850г. Основатель направления: Огюст

Конт. Др. представитель( англичанин Спенсер. Позитивизм стоит на

позициях отрицания спекулятивного знания. Спекуляция( установка,

основанная на знаниях, полученных без обращения к практике. Дальнейшее

развитие привело к возникновению новых направлений. С момента

возникновения до настоящего времени все направления позитивизма

объединяет рассмотрение соотношения Ф и науки.

2. Эмпериокретицизм( возникновение относится к 70-90г 19в. Представители:

Мах, Авенариус. Характерно исследование проблемы научного знания,

выделение относительности научного познания. Склоняются к отрицанию

объективной реальности. Абсолютизирование( науки не способны дать чел

понятие о действительной реальности.

3. В 20-30г 20в развитие позитивизма приводит к формированию

неопозитивизма. Связано с именем (Венского кружка(. Представители:

Шлик, Карнап. Осн задача( устранение метафизического взгляда в Ф. и

попытка создания единого языка науки. Создание языка науки закончилось

неудачей.

4. В рамках неопозитивизма назревает кризис и в 60-е годы возникает

постпозитивизм. Представители: Поппер, Кун. Их объединяет:

. перешли от анализа языка науки к анализу проблем истории науки.

. отказ от жесткого разделения эмперического (естественные науки) и

теоретического (напр, Ф) знаний.

. рассмотрение истории науки не с позиции комулятивизма (процесс

добавления знаний), а перешли на прнцип революционных изменений в

науке.

8. Ф. жизни кон19- нач 20в. У истоков стояли Нитше и Шопенгауэр.

Представители: Бергсон, Зиммель, Шпенглер, Дильтей. Особенности:

. Ф жизни базируется на утверждении гл понятия( Жизни (природы и чел).

Отличительный аспект в том, что классическая Ф рассматривала жизнь не

в ущерб другим вопросам Ф.

. сторонники Ф жизни строили свои размышления на критике сциентизма (уч-

е, кот считает научные знания главным достижением и утверждает, что

наука способна решить все проблемы чел). Особенность в том, что они

ставят под сомнение и пытаются опровергнуть классическое

естествознание. Выступали против идей механицизма (перенос механицизма

на общ-во).

. обращаясь к естественным наукам, сторонники Ф жизни больше дали для

развития гуманитарных наук: психологии, истории, языкознания и т.д.

. они обращались не только к проблемам разума, а и к проблемам

подсознательного, бессознательного, т.е. утверждали идеи интуиции.

. обращаясь к истории общ-ва, предпринимали. попытки типологизировать

историю с позиции культуры. (в основном Бергсон и Шпенглер).

Бергсон. Ключевое понятие жизнь развернуто не определяет. Определяет

жизнь как поток, безграничное существование, прорыв, безграничное

творчество. Характерным св-вом жизни считает индивидуальность. Жизнь это

такое явление, до которого наука добраться не может. Биология не может

докопаться до сути жизни, потому что пытается уложить ее в рамки

закономерности; а это бессмысленно, т.к. жизнь неповторима

(индивидуальна). Ставит проблему интеллекта. Интеллект всегда должен

предполагать другую духовную способность( инстинкт. Это 2 одинаково

красивые духовные способности, решающие одну проблему. Классическая Ф

базируется только на разуме, а Ф жизни признает существование инстинкта.

Интеллект, то что помогает чел создавать искусственные орудия и изменять

окружающую действительность. Инстинкт опирается на естественные орудия.

Инстинкт наследуется, разум( нет. Инстинкт повторяет, разум( изобретает.

6. Экзистенциализм (Экзистенция( значит существование)( Ф существования.

Направление возникло между 20- 40г. 20в. Очень разнообразно и

многослойно(нац./руск., нем.,.../;религ/атеистич., рел./).

Представители: англ. Ясперс, нем. Хайденгер, фр. Сартр, Камю, Мерло-

Понти, руск. Бердяев, Шестов.

Основная идея- антология- учение о бытие. Реальном чел. бытие, а не

о том как надо жить(о чём говорила классическая Ф.). Т.е. бытие само по

себе.

Чел. является тем, чем он есть благодаря себе. Отрицают внешние силы,

творящие человека(бог, судьба). Следствие: только сам чел. ответственен

за свою жизнь, не надо перекладывать проблемы индивидуальной

ответственности на общество.

Другая проблема- идея отчуждения чел. от общества. Рассматривалась и до

них, но раньше она анализировалась с позиции определённого общества(у

Маркса рассм. с позиции буржуазного общества). Отчуждение чел. не

зависит от соц. Проблем и времени, оно возникает внутри чел. вне

зависимости от общества. Символы используемые для определения понятия

отчуждения: экзистенциальная тревога, тошнота, страх(не боязнь, не

природный, не конкретный). Чел. находится в пограничном состоянии между

жизнью и смертью(рождение чел. есть первый шаг его смерти). Если Эпикур

избавляет чел. от страха смерти, то экзистеноналисты делают упор на

идею смерти, т.к. считают, что только при ясном ощущении смерти чел.

может ярче, точнее понять смысл жизни.

7. Феноменология. Представитель Гуссерль.

8. Структурализм. Представитель Леви-Стросс.

9. Постструктурализм. Представители: Леотар и Деррида.

Постмодернистская ситуация. Возникнув как отрицание классической Ф. Ф.

Нового времени не может завершится полным отрицанием. Как только

отрицание нарастает, возникают Ф. направления обращающиеся обратно к

классическим позициям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты