Философия и ее роль в жизни человека и общества

n призраки пещеры- связанны с индивидуальным сознанием человека (смотрит

как бы из своей пещеры) субъективность знаний. Попытка коллективной

мысли.

n призрак рынка- заблуждения, связанные с привычкой использовать

расхожие представления без доказательств, анализа.

n призрак театра- связанны с верой в авторитеты.

Есть разные методы познания истины:

n метод паука- не может помочь человеку в достижении истины.

n метод муравья- ущербен, недостаточен, опирается на факты но без

обоснования.

n метод пчелы- истинный; собирает факты, а потом производит опыты,

эксперименты с последующим их обоснованием, т.е. индуктивный метод.

Бэкон сторонник эмпиризма(эмпирио- опыт) в теории познания. Истинное

знание может быть получено лишь с опытом и посредством опыта. Гоббс, Локк-

другие представители эмпиризма.

Другое направление познания- рационализм, согласно которому истина

может быть выведена только из разума, а не из опыта. Представители:

Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рене Декарт- мыслитель и учёный. Выдвинул гипотезу условного рефлекса

(доказанную в последствии Павловым). Считал что достоверность знания

может быть почерпано из ума. “Во всём сомневайся”. Подвергай все знания

сомнению; нет истинных знаний и т.д. “Мыслю значит существую”.

Такое понимание истины привело к следующему определению субстанции.

Существует духовная субстанция, но независимо от неё существует другая-

материальная субстанция.

Дуализм- равноправное существование 2х. субстанций.

Монизм- противоположен дуализму; философское учение утверждающее либо

духовное, либо материальное начала.

Французское просвещение.

Великая Французская революция определяла эту эпоху. Свет разума дал

возможность изменить этот мир. Эпоха абсолютизма. Обострение социальных

противоречий. Просветители считали, что возможно просветить монархов не

прибегая к революции. На идеях просвещения были вскормлены французские

революционеры. 1718г.-постановка в Париже трагедии Вольтера- Эдип-

открытие эпохи.

Характерные черты:

n ярко выраженная антиклерикальная направленность просветителей (система

воззрений направленная против притязаний церкви на господство).

n опора на достижение естественно- научной мысли.

n гуманистическая ориентация учения с превалированием антропологической

ориентации.

n гражданская направленность взглядов с ориентацией на изменение

социальной действительности общества без революции.

Вся история человечества до 18в. это мрачное время, а 18в.- всплеск

разума.

Вольтер- с ним связанно начало развития французского просвещения(18в.).

При жизни издано 19 сочинений. Был популярен и известен.

Характерна антиклерикальная направленность взглядов(освобождение от

влияния церкви, от предрассудков и т.д.), но не был атеистом. С его точки

зрения должен быть исходный творец. Вольтер считал необходимым

существование бога для обеспечения нравственности: “Если бы бога не было,

его бы следовало выдумать”. Его позиция носит название деизм- философская

позиция, которая признаёт бога в качестве творца, но далее не вмешивается

в его существов.; повлиять на жизнь человека бог не может. Вольтер

обращается к проблемам равенства. Он признавал равенство политическое,

т.е. равенство перед законом. Существование социального и имущественного

неравенства(???) для Вольтера было неоспоримо и не противоречащим природе

человека. Считал что миром правят мнения людей. Не дожил до революции, но

очень повлиял на неё.

Жан Жак Руссо- философ, писатель.

Основная проблема- равенство.

Основные конфликты общества связанны с этой проблемой. Рассматривает

несколько ступеней развития неравенства, по мере нарастания:

1 ступень связанна с появлением собственности, человек становится

неравным(в материальном смысле).

2 ст. связанна с возникновением государства. Возникают противоречия и

различия между подданными и властвующими.

3 ст. установление тирании(французский абсолютизм- король тиран).

Прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к

устранению неравенства в меру уравнительного распределения- ЭГАЛИТИРИЗМ.

И в первую очередь устранения имущественного неравенства, считая что это

основа. Предлагал ограничить переход собственности по наследству;

отменить налоги с крестьян(это всё утопические меры).

Кондорсе- выдвинул идею исторического развития общества, т.е.

поступательное, прогрессивное развитие.

Прогрессивное развитие связанно с идеей просвещения.

Ламетри- представитель французской материалистики. Рассматривал человека

как материальную сущность, субстанцию. Душа- способность мыслить, но не

считал её одной из сущностей. Всё определяется законами механики. При

рассмотрении природы опирался на механические законы. Рассматривал

человека как человеческую машину, как биологическое существо. В

стороне(второстепенными) остаются проблемы сознания, сверх сознания,

духа.

Дидро- известен тем, что был инициатором создания и написания великой

“Энциклопедия или толковый словарь искусств и ремёсел”. Был за развитие

науки без религиозного наслоения. Другие авторы энциклопедии: Руссо,

Кондильяк, Ламетри и др. Издавалась в течении 30 лет(с 50х.- до 80х. г.),

очень дорогое, объёмное издание. К энциклопедии проявлялся огромный

интерес.

Важнейший атрибут материи для Дидро является движение. Дидро-

материалист. Точно отделил движение от пространственного перемещения.

Движение существует не только в перемещающимся теле, но и в покоящимся.

Во взглядах на проблемы общества Дидро был сторонником атеизма, т.е.

отрицал реальное существование сверх естественного.

Дидро выступал против точки зрения Вольтера: “Стоит лишь допустить идею

бога как это развивается в религию”. Считал что для нравственности

человека “подпорка” бога не нужна; социальная справедливость вот что

главное для нравственности. Ратовал за снижение и смягчение социальных

противоречий, тогда идея бога не нужна.

ПАНТЕИЗМ- позиция, согласно которой бог растворён в природе.

Поль Анри Гольбах- французский просветитель(по происхождению немец). Был

обеспечен, содержал интеллектуальный салон. Известен трактатом “Система

природы”. Материя- движущая субстанция, вечна, изменчива.

Характеризует материю- всё то что каким-либо способом воздействует на

наши чувства.

Являлся детерминистом. Концепция: философский фатализм; отсутствие

случайностей и случайных явлений. Человек в течении жизни необходимым

образом совершает только необходимые поступки и действия.

Именно французские просветители заложили основу Великой Французской

революции. Они утвердили проблемы моральности, равенства, нравственности.

Немецкая классическая Ф.

2ая пол. 18- 1ая пол.19в. Получает титул классической, т.е. сопоставима с

античной Ф. 18-19в.- вершина духовного, культурного развития Германии.

Представители: Кант, Фихте, Шиллинг, Гегель.

Особенности немецкой мысли:

n ориентация с объекта на субъект(рассматривая природу надо обращать

внимание на те изменения, которые производит человек).

n вместо характерной опоры, ориентации на науку, они опирались на весь

мир культуры(искусство, язык, история и т.д.).

n вместо господствующих метофизических методов познания они опирались на

диалектические идеи

n немецкие мыслители отличались крайне сложным языком(глубокие

мыслители, но малопонятные/ являются авторами многих собственных

терминов).

n новаторский характер немецкой Ф.

Основатель немецкой Ф. Иммануил Кант(умер в 1804г.).

Жил в Кенигсберге. Известен своей педантичностью. Преподавал в нескольких

университетах. В творчестве выделяют 2 периода:

1- 1746-80г.- до критический: проблемы мироздания.

2- 81-1804г.- критический период: проблемы познания и человека.

Ф. Канта может быть характеризована как трансцендентальная - то, что

внутренне присуще сознанию, может быть познано и познаётся.

Трансцендентальный- то, что не может быть познано, находиться за

пределами человеческого познания.

Антиномия- противоречия разума(к ним обращается Кант), возникают когда

человек начинает мыслить предметом, то, что в действительности предметом

не является(бог, совесть, честь, долг, бесконечность и т.д.); в этом

случае возникают противоречия разума.

Чтобы разрешить антиномии Кант вводит разграничения двух миров: мира

явлений и мира вещей в себе. Это позволяет разрешить противоречия.

n явления, чувственные образы- это то, что доступно познанию человека.

Они имеют предметный характер.

n вещь в себе(сама по себе)- это абсолют, то что не нуждается в своём

обосновании, утверждении. Недоступно человеческому познанию. Человек

должен как бы выйти из своей оболочки, чтобы познать.

Разделив эти два мира Кант почувствовал дух современной науки,

естествознания.

Вопросы задаваемые Кантом:

1) Что я могу знать?

Знание как продукт познания- синтез чувств и рассудка.

Чувственность- способность разума созерцать.

Рассудок- способность разума анализировать результаты чувственного

созерцания.

Знание- итог этих двух познаний.

Чтобы из хаоса представлений человека составить что-то устойчивое, надо

структурировать познания.

Априорный- до опытный, сверх опытный(не связанно с опытом);

(пространство, время- априорные формы чувственности/ априорные формы

рассудка-категории познания: всеобщность, необходимость, сущность).

Человек задаёт вопросы природе и получает на них ответы. Нужно только

уметь поставить вопрос.

Кант указывает на субъективность познания. Познаёт человек, который не

совершенен. Указал на ограниченность объективного разума человека.

Ставишь границы познания, человек всё время их предполагает; он не может

слиться с исследуемым объектом.

2) (нравственный) Что я должен делать?

Разум практичен. Сфера нравственности вещь в себе, это не деятельность.

Кант хочет найти ядро нравственности, суть поступков человека.

Автономия воли- независимость воли и поступков человека от какой-либо

внешней формы установления. Выделяет 2 основных принципа:

n максима- это нравственный принцип для одного отдельного человека

n нравственный закон- принцип имеющий силу для каждого разумного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты