Философия и образы будущего

Философия и образы будущего

Философия и образы будущего

В.С.СТЕПИН

Сегодня, на рубеже двух столетий, мы вправе говорить об особом этапе в

развитии цивилизации и культуры. В истории человечества было немного таких

периодов, которые связаны с переломными состояниями цивилизации, с

радикальной перестройкой самих оснований человеческой жизнедеятельности.

В такие эпохи всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих

ориентиров, новых ценностей. Философия в такие переломные периоды

человеческого развития играет особую роль.

Смысл философского исследования всегда состоял в том, чтобы не только

прояснить те мировоззренческие структуры, которые определяют образ мира и

образ жизни людей в ту или иную историческую эпоху, но и, рефлектируя над

этими (глубинными) структурами, предложить возможные варианты новых

жизненных смыслов и новых ценностей.

Решая эти проблемы, философия выступает, с одной стороны, как критическое

осмысление глубинных оснований культуры каждой конкретной исторической

эпохи, а„с другой, как своеобразный проект ее возможных изменений. Эту

сторону дела я хотел бы обсудить специально.

Мировоззренческие универсалии как основания культуры

Жизнедеятельность человека развертывается в трех основных формах

человеческой активности: деятельности, поведения и общения. Они

обеспечивают воспроизводство и развитие всех компонентов человеческого

мира: искусственно созданной. человеком предметной среды (второй природы),

сложной системы человеческих отношений, социальных институтов и духовной

жизни общества.

Предпосылкой и условием этого воспроизводства и развития является

существование надбиологических программ поведения, общения и деятельности,

которые в своей, совокупности образуют исторически накапливаемый социальный

опыт. Эти программы представлены образцами, предписаниями, знаниями,

навыками, социальными целями и ценностями, идеалами и нормами деятельности

и т.д.

Они и составляют «тело» культуры, которая их хранит, транслирует, а также

генерирует как результат человеческого творчества.

Передача от поколения к поколению исторически сложившихся и меняющихся

программ поведения, общения и деятельности (накопленного социального опыта)

возможна только благодаря их закреплению в знаковой форме, их

функционированию как семиотических образований. Такими образованиями могут

выступать любые фрагменты человеческого мира: сам человек, его действия и

поступки, когда они становятся образцом подражания, предметы созданной

человеком

второй природы, естественный язык, различные виды искусственных языков и

т.д.

Все это многообразие культурных феноменов, несмотря на их динамичность и

относительную самостоятельность, организованы в целостную систему. Их

системообразующим фактором выступают предельные основания каждой

исторически определенной культуры, представленные мировоззренческими

универсалиями, которые в своем взаимодействии и сцеплении задают целостный

обобщенный образ человеческого мира.

Мировоззренческие универсалии — это категории, которые аккумулируют

исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек

определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в

целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта.

Категориальные структуры, обеспечивающие рубрикацию и систематизацию

человеческого опыта, давно изучает философия. Но она исследует их в

специфическом виде, как предельно общие понятия. В реальной же жизни

культуры они выступают не только как формы рационального мышления, но и как

схематизмы, определяющие человеческое восприятие мира, его понимание и

переживание. Они фиксируют наиболее общие характеристики как субьект-обь-

ектных, так и субъект-субъектных отношений человеческой деятельности,

служат своеобразной матрицей их воспроизводства на конкретных этапах их

исторического развития.

Можно выделить два больших и связанных между собой блока универсалий

культуры. К первым относятся категории, которые фиксируют наиболее общие,

атрибутивные характеристики объектов, включаемых в человеческую

деятельность. Они выступают в качестве базисных структур человеческого

сознания и носят универсальный характер, поскольку любые объекты (природные

и социальные), в том числе и знаковые объекты мышления, могут стать

предметами деятельности. Их атрибутивные характеристики фиксируются в

категориях пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения,

количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности,

необходимости и т. п.

Но, кроме них, в историческом развитии культуры формируются и

функционируют особые типы категорий, посредством которых выражены

определейия человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его

отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной

жизни. Они образуют второй блок универсалий культуры, к которому относятся

категории: «человек», «общество», «я», «другие», «сознание», «добро»,

«красота», «вера», «надежда», «добро», «совесть», «справедливость»,

«свобода» и т. п.

Эти категории фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый

опыт включения индивида в систему социальных отношений и коммуникаций.

Между указанными блоками универсалий культуры всегда имеется взаимная

корреляция, которая выражает связи между субъект-объектными и субъект-

субъектными отношениями человеческой жизнедеятельности. Поэтому универсалии

культуры возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где

каждый элемент прямо или косвенно связан с другими.

В своем сцеплении и взаимодействии они определяют видение и способ

осмысления человеком мира, выступают как мировоззренческие универсалии,

составляющие основание данной культуры. Их именуют иногда «категориями

культуры», подчеркивая историчность их содержания и их социальную окра-

шенность[1].

В системе универсалий культуры выражены наиболее общие представления об

основных компонентах и сторонах человеческой жизнедеятельности, о месте

человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни и ценностях

человеческого мира, о природе и организации ее объектов и т. д. Транслируя

накопленный социальный опыт, передавая его от поколения к поколению,

универсалии культуры обеспечивают воспроизводство определенного образа

социальной жизни и определенных типов личности. Они выступают в качестве

своего рода глубинных программ, которые предопределяют сцепление,

воспроизводство и вариации всего многообразия конкретных форм и видов

поведения и деятельности, характерных для определенного типа социальной

организации.

В мировоззренческих универсалиях можно выделить своеобразный инвариант,

некоторое абстрактно всеобщее содержание, свойственное различным типам

культур и образующее глубинные структуры человеческого сознания. Но этот

слой содержания не существует в чистом виде, сам по себе. Он всегда

соединен со специфическими смыслами, присущими культуре исторически

определенного типа общества, которые выражают особенности способов общения

и деятельности людей, хранения и передачи социального опыта, принятую в

данной культуре шкалу ценностей.

Например, категории бытия и небытия выступают как фундаментальные

характеристики мира в самых различных культурах. Но если сравнить понимание

этих категорий в античной культуре и культуре Древнего Китая, то можно

обнаружить ряд существенных различий. Если мышление античного мира небытие

трактовало как отсутствие бытия, в древнекитайской культурной традиции

доминирует иное понимание — небытие есть источник и полнота бытия.

В этой системе мышления мир предстает как постоянный круговорот

превращения бытия в небытие, причем ситуации видимого, реального, вещного,

движущегося бытия как бы выплывают из невидимого, покоящегося небытия и,

исчерпав себя, опять погружаются в него. Небытие выступает как отсутствие

вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все

нерожденное, неставшее и неоформленное.[2]

Особый смысл обретает и категория пустоты, которая выступает в качестве

выражения небытия. Если в античном мире категория пустоты означала

отсутствие вещей, то в восточных культурах она осмысливается как начало

вещей, определяющая их природу. Пустота представляет собой отсутствие

всяких форм. Но одновременно выступает как условие формы вещей. В памятнике

древнекитайской культуры «Да дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.)

подчеркивается, что именно пустота, содержащаяся в вещи между ее частями,

определяет полезность вещи и ее применимость. «Колесо создается благодаря

особому соединению спиц, но применение колеса зависит от пустоты между

ними; сосуды создаются из глины, но «употребление сосудов зависит от

пустоты в них», «пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование

домом зависит от пустоты в нем»[3].

Характерное для восточных культур видение мира как перехода бытия в

небытие и обратно конкретизируется далее в специфических смыслах таких

категорий, как «причинность», «необходимость», «случайность», «явление»,

«сущность» и др. В древнекитайской и древнеиндийской системе мировидения

любое ситуационное событие воспринимается как выражение становления вещи

или явления, их «выплывания» из небытия с последующим их уходом в небытие.

Поэтому в любом событии, в их смене и становлении, в фиксации их

неповторимости дана истина мироздания. Она раскрывается не за счет

проникновения в сущность путем ее вычленения в чистой аналитической форме,

а за счет улавливания в каждом мимолетном явлении целостности бытия.

Сущность мира не столько фиксируется в понятиях, где она отделена от

явлений, сколько выражается в образах, когда через индивидуальность и

ситуационность явлений просвечиваются неотделимые от них сущности.

Все эти особенности категориального членения мира в сознании человека

древневосточных обществ неразрывно связаны со специфическими для культуры

этих обществ пониманием места человека в мире. Укоренившееся в европейском

мышлении и заложенное в основных чертах еще античной культурой понимание

человека как активного деятельного начала, противоположного пассивности

вещи и проявляющего себя в своих действиях, весьма сильно отличается от

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты