Философия и образы будущего

является базисным для его преобразования. Оно создает уверенность в том,

что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально-

научно устроить природу, а затем и саму социальную жизнь.

Все эти мировоззренческие установки конкретизировались в целом ряде

смыслов других ценностей и менталитетов техногенной культуры -- в отношении

к инновациям, творчеству и прогрессу как высшим ценностям, в понимании и

переживании времени как необратимого движения от прошлого через настоящее в

будущее[6] в представлениях о свободе, добре и зле, добродетели и труде и

т. д,

Успехи техногенной цивилизации в технико-технологических инновациях, в

улучшении образа жизни людей, в ее победоносном шествии по всей планете

порождали представление, что именно она является магистральным путем

развития человечества. Еще пятьдесят лет назад мало кто полагают, что сама

линия техногенного прогресса и ее система ценностей приведут человечество к

критическим рубежам, что резервы цивилизационного развития этого типа могут

быть исчерпаны.

Это обнаружилось только во второй половине нашего столетия, когда

глубочайшие глобальные кризисы (экологический, антропологический и т. д.)

заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса.

Человечеству, столкнувшемуся в конце XX столетия с новыми проблемами

выживания, осталось немного времени на размышления. Оно не может продолжать

свое развитие на прежних путях, заложенных в культурных матрицах

техногенной цивилизации.

Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых

человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях

человеческой культуры — в философии, искусстве, религиозном постижении

мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия,

о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию

выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения

к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование

природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов

человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.

Предпосылки для новой мировоззренческой ориентации создаются сегодня

внутри самой техногенной цивилизации, на переходе ее от индустриального к

постиндустриальному развитию.

Можно выделить две основные точки роста нового отношения к миру, который

диктуется ситуациями современных социальных изменений. Первая из них

связана с глобализацией человечества, возрастающей целостностью и

взаимозависимостью отдельных стран и регионов, образующих человеческое

сообщество. Локальные истории отдельных народов, стран, религий постепенно

сливаются в единый поток всемирной человеческой истории. В условиях

интеграции и возрастающего разнообразия мира сталкиваются и вступают в

диалог различные культурные традиции. Перед лицом глобальных опасностей

человечество ищет новые стратегии социализации человека и его воспитания в

духе толерантности, уважения к достижениям различных культур. Возрастает

роль консенсуса, поиска согласия при решении конфликтных проблем, ибо

локальные конфликты, если они втягивают все расширяющиеся

противоборствующие силы, чреваты перерастанием в глобальный конфликт.

Все это постепенно формирует в качестве основной стратегии социальной

жизни идеалы ненасилия и приоритета общечеловеческих ценностей.

Стратегия ненасилия — это не благая мечта, а парадигма выживания

человечества. Но она затрагивает всю систему ценностей техногенной

цивилизации. Она означает пересмотр идеала силы и власти, господства над

объектами, обстоятельствами, социальной средой, требуя критического анализа

всей новоевропейской культурной традиции.

В культуре техногенной цивилизации дух мужества и силы занимает

доминирующее положение, и недаром современные феминистские течения отмечают

необходимость пересмотра многих духовных традиций нашей цивилизации как

условия подлинно равноправного отношения между мужчиной и женщиной в семье

и обществе.

Оказывается, что идеалы господства индивида над природными и социальными

объектами, идеалы власти, основанной на силовом преобразовании ситуаций

внешнего для индивида природного и социального мира,— эти идеалы неявно

формируют многообразие образцов, норм, программ поведения, жизненных

смыслов, которые мы впитываем из культуры, часто не осознавая этого. И само

утверждение новых идеалов, сегодня обсуждаемых в качестве философских

проем, при их превращении в реальные мировоззренческие основания

человеческой жизни потребует новых образцов и норм человеческого действия.

Предпосылки новых стратегий жизнедеятельности возникают не только в сфере

социальных, политических и духовных отношений между различными социальными

группами, странами и народами глобализируемого человеческого мифа. Не менее

важно, что эти предпосылки обнаруживаются в сфере самого научно-

технического прогресса, который является сердцевиной существования и

развития техногенной цивилизации. Эти предпосылки можно зафиксировать в

качестве второй точки роста новых мировоззренческих ориентаций.

Современная наука и техника, сохраняя общую установку на преобразование

объективного мира, втягивает в орбиту человеческого действия принципиально

новые типы объектов. Это — сложные, саморазвивающиеся системы, в которые

включен сам человек.

Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые

состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие

случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых

уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни

и трансформируют их.

Преобразование и контроль за саморазвивающимися объектами уже не может

осуществляться только за счет увеличения энергетического и силового

воздействия на них. Простое силовое давление на систему часто приводит к

тому, что она просто-напросто «сбивается» к прежним структурам,

потенциально заложенным в определенных уровнях ее организации, но при этом

может не возникнуть принципиально новых структур[7].

Чтобы вызвать их к жизни, необходим особый способ действия: в точках

бифуркации иногда достаточно небольшое энергетическое «воздействие — укол»

в нужном пространственно-временном фокусе, чтобы система перестроилась и

возник новый уровень организации с новыми структурами.

Саморазвивающиеся, «синергетические» системы характеризуются

принципиальной открытостью и необратимостью процессов. Взаимодействие с

ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не

является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый

раз поле ее возможных состояний. В этом смысле человек уже не просто

противостоит объекту как чему-то внешнему, а превращается в составную часть

системы, которую он изменяет. Включаясь во взаимодействие, он уже имеет

дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными «созвездиями

возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает

проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей

эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может

быть однозначно просчитан. Поэтому в деятельности с саморазвивающимися

«синергетическими» системами особую роль начинают играть знания запретов на

некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе

катастрофические последствия.

С такого типа системами человек сталкивается сегодня в самых различных

областях научно-технического прогресса. Они начинают постепенно занимать

центральное место среди объектов научного познания и не только в

гуманитарных, но и в естественных науках.

Одновременно происходят серьезные сдвиги в современной технической

деятельности, ориентированной на применение компьютерных систем, новых

гибких технологий, биотехнологий. Инженерная деятельность и техническое

проектирование все чаще имеют дело уже не просто с техническим устройством

или машиной, усиливающими возможности человека, и даже не с системой

«человек — машина», а со сложными системными комплексами, в которых

увязываются в качестве компонентов единого целого технологический процесс,

связанный с функционированием человеко-машинных систем, локальная природная

экосистема (биогеоценоз), в которую данный процесс должен быть внедрен, и

социокультурная среда, принимающая новую технологию.

Весь этот комплекс в его динамике предстает как особый развивающийся

объект, открытый по отношению к внешней среде и обладающий свойствами

саморегуляции. Он внедряется в среду, которая, в свою очередь, не просто

выступает нейтральным полем для функционирования новых системных

технологических комплексов, а является некоторым целостным живым

организмом. Именно так представляет современная наука глобальную экосистему

— биосферу, и тогда технологические инновации уже нельзя представлять как

переделку природного материала, который противостоит человеку и который тот

может подчинять своей воле. Ведь если человек включен в биосферу как

целостную саморазвивающуюся систему, то его деятельность может

отрезонировать не только в ближайших, но и в отдаленных участках системы, и

в определенных ситуациях вызвать ее катастрофическую перестройку как

целого. Поэтому неизбежны определенные ограничения человеческой

деятельности, ориентированные на выбор только таких возможных сценариев

изменения мира, в которых обеспечиваются стратегии выживания. И эти

ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных

линиях развития объектов, но и ценностными структурами, пониманием добра,

красоты и самоценности человеческой жизни.

Все эти новые тенденции и новые стратегии жизнедеятельности закладывают

основы особого типа цивилизационного прогресса, который, по-видимому, будет

отличаться от предшествующего ему техногенного развития. Сейчас трудно

конкретизировать в деталях пути и способы будущих изменений глубинных

ценностей техногенной культуры, но то, что эти изменения уже начались,

можно зафиксировать в качестве исторического факта. Их систематическое

исследование в философии выступает важнейшим проявлением ее способности не

только устанавливать связи уже осуществившихся мировоззренческих сдвигов с

прошлым, но и активно участвовать в поиске мировоззренческих ориентаций

будущего.

-----------------------

[1] См., напр., Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

[2] Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М., 1979. С. 63—79.

[3]Древнекитайская философия. М„ 1972. Т. 1. С. 118.

( М. М. Бахтин назвал этот способ построения художественного произведения

полифоническим романом, подчеркивая, что творчество Достоевского выступает

в качестве утверждения этой принципиально новой формы, разрушающей традицию

монологического (гомофонического) романа, ранее доминировавшего в

европейской культуре (Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,

1979).

[4] Притча описана в китайской философской литературе царства Сун. См.:

Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе//Наука о науке. М., 1966.

С. 155—160.

[5] Герцен Л. И, Письма об изучении природы. М., 1949. С. 84.

[6] Для сравнения напомню, что в большинстве традиционных обществ время

понималось и переживалось как циклическое, а золотой век относился не к

будущему, а к прошлому, в котором жили герои и мудрецы, положившие начало

традиции. Наломню также, что инновационная деятельность в традиционных

культурах, как правило, не воспринималась в качестве высокой ценности, что

творчество понималось как следование традиции и что идея прогресса никогда

не была доминирующей ценностью в этих культурах.

[7] См.: Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.

М., 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты