Философия Коперника
Содержание.
Введение.
Часть-1.
1. жизнь.
2. ПРЕДШЕСТВЕННИКИ.
Часть-2.
РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ.
ИДЕЯ СОЗРЕЛА И ВЫШЛА НА СВОБОДУ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ КОПЕРНИКА.
ИСПРАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ.
Заключение.
Литература.
Введение.
Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально –
экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующего начало новой
эпохи которая вошла в историю под именем Возрождения.
Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами
в умонастроениях. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом
секуляризации (освобождения религии и церковных институтов), происходившим
во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по
отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая
жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается
вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.
“Эта новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры,
античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда идет и само
название «Ренессанс», то есть «Возрождение»”[1]. В действительности,
однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия
существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет
себя средневековой христианству, но оно возникло как итог развития
средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не
свойственны античности.
Неверно было бы считать, что средневековье совсем не: античности или
целиком ее отвергало. В средние века в Запад Европе зачитывались Вергилием,
цитировали Цицерона, Плиния, любили Сенеку. Но при этом было сильное
различие в отношение к античности в средние века и в Возрождение.
Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как
идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции идеалом
восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции
между ним и реальностью.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи: рождения оказывается
его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой
религиозной, то Возрождена эпохой художественно-эстетической по
преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая
жизнь, в средние века — бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху
Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское
мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
Мы отмечали в 1973 г. 500-летие со дня рождения одного из величайших
представителей рода человеческого, который первым распахнул двери в
необъятные просторы Вселенной и установил место человека в ней.
Николай Коперник, рожденный в польской семье, окончивший Краковский и
несколько итальянских университетов, чьи идеи публикуются на латинском
языке в Гданьске, Нюрнберге и Базеле, перед кем преклоняются датчанин Тихо
Браге, итальянец Галилей, немец Кеплер — Николай Коперник принадлежит всему
человечеству. Он один из тех избранных, память о ком переживает столетия,
живет через 500 лет после его рождения и не угаснет через тысячу лет.
Ньютон на склоне лет как-то писал: «Если я видел дальше других, то
потому только, что стоял на плечах гигантов...». Одним из этих гигантов был
Коперник, сын своей эпохи, первый астроном нашего времени.
“Говоря словами Энгельса, эта эпоха «была величайшая из революций,
какие до тех пор пережила Земля. И естествознание, развивавшееся в
атмосфере этой революции, было насквозь революционным, шло рука об руку с
пробуждающейся новой философией великих итальянцев, посылая своих мучеников
на костры и в темницы... Это было время, нуждающееся в гигантах и
породившее гигантов, гигантов учености, духа и характера. Это было время,
которое французы правильно назвали Ренессансом, протестантская же Европа
односторонне и ограниченно—Реформацией»”[2].
В рассматриваемую нами пору великие поэты итальянского
Возрождения—Данте, Петрарка, Боккаччо— уже давно сказали свое слово. Вскоре
зазвучат стихи Ариосто и Тассо и брызжущая веселостью сатира Рабле. Уже
достигло своих неповторимых высот изобразительное искусство: старшим
современником Коперника был Леонардо да Винчи, почти ровесниками или
младшими современниками его были Микеланджело, Рафаэль, Дюрер, Кранах,
Тициан. На смену схоластики в учениях Николая Кузанского, Парацельса,
Кардано приходила возрожденная натурфилософия.
Гутенберг в Майнце уже изобрел и осуществил свой способ книгопечатания
(1445—1454 гг. Библия, 1457— Псалтырь), а 20-летний Коперник мог узнать об
открытии Америки Колумбом, практически подтвердившим идею шарообразности
Земли (бесспорно доказанную лишь в пору зрелости Коперника—в 1522 г., когда
экспедиция Магеллана реально обошла земной шар).
Все сказанное происходило практически на глазах Коперника, потому что,
начав образование в гуманистическом Краковском университете, он проводит
потом свои лучшие молодые годы (от 23 до 33 лет) в Италии, в самой гуще
новых идей и ярких впечатлений. Там же, непрерывно общаясь с талантливыми
людьми—товарищами и учителями, он завоевывает себе авторитет и признание
как глубокий и тонкий знаток астрономии, хотя он в ту пору не напечатал еще
ни одной строчки. Эта его репутация не меркнет и после того, как он
поселится, вернувшись на родину, «в отдаленнейшем уголке Земли» (как
говорил сам Коперник), у побережья Балтийского моря.
Подлинный сын своей эпохи, он и здесь, в Вармии, не прекращает своего
общения с учеными современниками либо путем переписки, либо при длительных
поездках в Краков, сохранявший и в XV в. свое значение крупного культурного
центра.
1.жизнь
Но начнем по порядку.
Николай Коперник, как принято считать, родился в г Торуне 19 февраля 1473
г. В нашем современном календаре этому соответствует 28 февраля. На самом
деле год рождения его 1473-й недостоверен.
Отцом будущего великого астронома был богатый краковский купец Коперник,
тоже Николай, переселившийся в Торунь и там женившийся на Варваре
Ватценроде, дочери именитого бюргера. От этого брака родилось две дочери и
два сына. Николай был самым младшим.
Мы ничего не знаем о детских и отроческих годах Николая Коперника, кроме
того, что он после ранней смерти отца оказался на интеллектуальном и
материальном попечении Лукаша Ватценроде—своего дяди по матери.
Лукаш Ватценроде был высокообразованным гуманистом. Он учился в
Краковском, Кельнском и Болонском университетах и стал доктором церковного
права старейшего в Европе университета в Болонье. Когда Николаю Копернику
было 6 лет, Лукаш стал каноником, а с 1489—епископом Вармийской епархии,
расположенной у самого Балтийского моря в низовьях Вислы. Следуя примеру
дяди, Николай Коперник поступил в 1491 г. в Краковский университет. Дядя
хотел подготовить племянника к политической карьере, но юный Николай именно
здесь увлекся астрономией, и уже до конца дней своих. Впрочем, он не совсем
обманул ожидания епископа Вармийского, так как в зрелые годы активно и
успешно помогал ему в его обширной политической и административной
деятельности.
Краковский университет был в ту пору знаменит своим резко выраженным
гуманистическим уклоном, направленным против средневековой схоластики.
Свободное, конечно, в известных пределах, и очень оживленное общение между
академическими, церковными и просто просвещенными деятелями через
университет и небольшие научные общества создавало высокий интеллектуальный
потенциал, который не мог не оказать влияния на талантливого юношу. Здесь
примерно с 1410 г. существовала кафедра астрономии и математики. В
коперниковские годы в Кракове преподавал астрономию Ян Шеллинг из Глогува
(Иоанн Глогувский, 1445— 1507), известный как разносторонний ученый,
комментатор Аристотеля, таблиц планетных движений и верный продолжатель
преподавания астрономии в духе античной науки.
“Еще большую славу в преподавании астрономии Краковский университет
приобрел благодаря деятельности профессора Альберта Брудзевского (Войцех
Бляр из Брудзева, 1445—1495), читавшего астрономию и математику с 1470 до
1490 г”[3]. В это время вышел в свет превосходный учебник выдающегося
австрийского астронома Г. Пурбаха (1423—1461) «Новые теории планет» (1472),
содержавший свободное от вековых наслоений изложение геоцентрической теории
строения мира как она была создана во II веке нашей эры античным астрономом
Птолемеем. Комментируя это учение на своих лекциях, Брудзевский проявил
немало самостоятельности, но не выходил за его пределы. Кроме того, он
разделял учение парижского схоластика Ж. Буридана (1300—1358) о движении.
Вопреки представлениям Аристотеля о том, что движение совершается под
действием силы, непрерывно воздействующей на тело, Буридан утверждал, что
для движения достаточно первоначального импульса.
Это было предвосхищение закона инерции. И ученик Буридана епископ
Николай Орезмский (1325—1382) сделал отсюда выводы о движении Земли, но,
убоявшись господствующей доктрины, отказался от них.
Уйдя с кафедры астрономии в 1490 г. на другую еще до поступления Коперника
в Краковский университет, Брудзевский оставил учеников, которых и слушал
Коперник, поэтому, если не прямо, то косвенно Коперник может считаться
учеником Брудзевского. Именно здесь, в Кракове, были заложены у будущего
астронома основы точных астрономических и математических знаний, конечно, в
духе старой геоцентрической теории. И здесь же Коперник приблизился к
правильному пониманию природы движения. В последующие годы Коперник сделает
из этого правильные выводы о движении Земли— то самое, на что не отважился
Николай Орезмский!
Не закончив обучения в Краковском университете, Коперник вернулся
домой в 1494 г., может быть, по вызову дяди, ставшего к тому времени
епископом. В врийском капитуле имелась вакансия каноника, но Коперник на
нее избран не был.
В 1496 г. он отправляется для продолжения образования в Италию. Средства
на это дает ему состоятельный Лукаш Ватценроде. Цель—получить степень
доктора канонического права,—ту ученую степень, которая откроет молодому