Философия Коперника

написал небольшое сочинение «О том, что небо неподвижно, а Земля вращается,

или о вечном движении Земли», в котором говорил и о суточном вращении

Земли, и о периодически меняющемся наклоне ее оси. Но Кальканьини написал

свое сочинение после того, как побывал в Кракове в 1518 г., где мог

встретиться или слышать о Копернике, и было это после того, как Коперник

написал свой «Малый Комментарий» (ом. ниже), а увидело оно свет после

смерти автора и Коперника в 1544 г.

В то же время появились «фундаментальные» произведения по астрономии,

продолжавшие средневековую и античную традицию, вроде «Гомоцентрики»

итальянца Фракасторо (1483—1553), с которым Коперник, конечно, встречался в

Падуе и, наверное, обсуждал с ним трудности птолемеевой теории. А

результатом этих обсуждений было появление тридцать лет спустя книги, где

была сделана попытка (последняя в истории астрономии) возродить сферы

Евдокса и Калиппа. Теперь их число достигло 79! Конечно, «Гомоцентрика» ни

в малейшей степени не могла соперничать с Альмагестом и его математически

стройной теорией.

По-видимому, после возвращения на родину в 1506 г. и особенно после

смерти дяди между 1512 и 1516 гг., т. е. в течение десяти лет, свободных от

административных обязанностей, Коперник оформил свои идеи, рожденные в годы

странствий, до состояния законченной научной теории—гелиоцентрической

системы мира. Об этом свидетельствуют, по крайней мере, три обстоятельства.

В предисловии к составленному Коперником переводу «Писем» Симокатты

помещены стихи Лаврентия Корвина, бывшего учителя Коперника по Краковскому

университету. Стихи эти прославляют Лукаша Ватценроде и тут же

характеризуют его племянника, как «мужа ученого», который «исследует

быстрый бег Луны и переменчивые движения созвездий и все небо с блуждающими

планетами... и умеет, исходя из поразительных начал, доискиваться до

скрытых причин вещей».

В предисловии к своему капитальному труду, изданному в 1543 г.,

Коперник говорит, что его друг каноник, впоследствии епископ, Тидеман Гизё

часто убеждал его предать гласности свои открытия, «чтобы я сочинение,

скрываемое мною не только девять, но четырежды девять лет, наконец, издал в

свет».

Наиболее достоверно другое свидетельство. Где-то около 1515 г. Коперник

решил познакомить узкий круг ученых с основами разработанной им новой

теории и составил для этой дели короткое сочинение: «Николая Коперника о

гипотезах небесных движений, ям выдвинутых, Малый Комментарий». Этот

«Соmmentariobus» известен нам в виде двух рукописных копии. Он не был

напечатан, но, очевидно, был разослан ограниченному кругу. «Малый

Комментарий» является своего рода заявкой на предстоящее еще построение

теории, которое будет снабжено математическими доказательствами, а пока в

нем в форме шести аксиом сформулированы все основные положения

гелиоцентрической теории мира Им предшествует изложение классических теорий

Евдокса, Калшта, Птолемея, о которых Коперник отзывается с величайшим

уважением. его, скромного и провинциального каноника, приглашают в Рим для

участия в собрании.

Для круга специалистов Коперник был в ту пору уже крупным авторитетом:

работе Лагеранского собора в 1514 г, где должна была обсуждаться реформа

календаря. Но Коперник не поехал туда и не высказал никаких предложений к

реформе, потому что считал, что фундаментальная для построения календаря

величина —- продолжительность тропического года — известна недостаточно

хорошо

Делая заявку на новую теорию в очень скромной форме, Коперник, несмотря

на обширные и ответственные обязанности по Вармийской епархии, продолжает

свои астрономические занятая. “Прежде всего для эмпирического обоснования

своей новой теории он ведет астрономические наблюдения Солнца, звезд и

планет, которые ему необходимы, чтобы перекинуть мост между

астрономическими явлениями XVI века и эпохи Птолемея”[8]. Его

наблюдательные средства очень скромны—самодельный инструмент,

устанавливаемый либо у окна, либо на крепостной стене рядом с той башней,

коперниковской башней, где жил наш астроном.

В 1524 г. по запросу краковского каноника Б. Ваповского Коперник в

сочинении, явно предназначенном для печати, пишет так называемое «Послание

против Вернера», где сурово и с большой обстоятельностью критикует

неправильные выводы нюрнбергского ученого И. Вериера (1468—-1528) о

движении «сферы неподвижных звезд»—явлении, которое мы сейчас именуем

прецессией, или предварением В своем сочинении «О движении восьмой сферы»

(1522 гг) Вернер приписывает этой сфере разнообразные тонкие движения,

подвергая сомнению и неосновательно исправляя древние наблюдения & угоду

своим теоретическим Представлениям

Наоборот. Коперник относится к наблюдениям своих Предшественников с

доверием и уважением, особенно к наблюдениям Птолемея.

Пиетет Коперника по отношению к автору «Альмагеста» нетрудно понять без

Птолемея и его трактата Копернику пришлось бы создавать всю планетную

теорию сначала. Какие закономерности, заключенные в геоцентрическую теорию

мира, порождали возможность иного истолкования явлений.

Главной из таких закономерностей было неизменное присутствие движения

Солнца в движениях всех планет. Во-первых, период обращения вокруг Земли

центров эпициклов Венеры и. Меркурия по своим деферентам. В то же время у

так называемых верхних планет — Марса, Юпитера и Сатурна—движение по своим

эпициклам совершается с тем же периодом (который называется синодическим

периодом), что и повторения противостояний планеты с Солнцем, т е. таких

положении, когда Солнце, планета и Земля находятся на одной пря мой. При

этом плоскость эпицикла планеты параллельна плоскости того круга, по

которому движется Солнце—плоскости эклиптики. Более того, радиусы-векторы к

этим трем планетам, проведенные из эпициклов, всегда параллельны друг другу

и радиусу вектору Солнца, проведенному от Земли. Это — закономерность,

которая требует объяснения. Нельзя объяснить только случайностью, что Марс,

Юпитер и Сатурн оказываются всего ближе к Земле именно тогда, когда они

находятся в Противостоянии с Солнцем. Наконец, как понять тот факт, что

попятные движения наблюдаются только у планет и никогда—у Луны и Солнца?

Таков перечень вопросов, которые, конечно, возникали у Коперника при его

размышлениях о системе мира и на которые он еще до 1515 г. нашел ответ,

сформулированный им в «Малом Комментарии» в виде шестой аксиомы. Спустя

почти 30 лет в посвящении своей книги папе Павлу III он выразил найденное

решение такими словами: «Допустив те движения, которые придаются Земле в

этом сочинении, я после долгих и многократных исследований пришел, наконец,

к заключению, что если отнести движения прочих блуждающих светил к кругу,

по коему движется Земля, и на этом основании вычислять движения каждого

светила, то не только представляемые ими явления будут вытекать как

следствия, но что самые светила и пути оных по последовательности или

величине своей и само небо явятся в такой между собой связи, что нигде, ни

в одной части нельзя чего-либо изменить, не запутывая остальных частей и

всего целого».

Слабое место всех предшествовавших теорий — вопрос о суточном вращении

небесного свода, в которое вовлечены все небесные светила, у Коперника

решался самым простым естественным образом—как отражение суточного вращения

Земли. “Теперь не нужно было придумывать способы передавать дополнительное

суточное вращение ко всем другим планетным движениям”[9]. Копернику

пришлось особенно обстоятельно отстаивать эту идею, против закрепленных

вековой традицией нападок Птолемея и Аристотеля и их последователей,

пользуясь для этого разнообразными аргументами, преимущественно

логическими. Но упрекать Коперника за это не следует, потому что

необходимые понятия и принципы механики ждали еще своего открытия Галилеем

и Ньютоном. Однако Коперник уже понимал относительность движения и, как мы

видели выше, через Брудзевского владел правильным представлением о том, что

для движения не нужна постоянная «подталкивающая» сила, как это думали

последователи Аристотеля. Если для последних, как и для других

современников и предшественников Коперника, планеты вместе с Солнцем и

Луной и звездами представлялись объектами небесными, то Земля была вполне

материальной. Можно было не задумываться над причинами движения планет (в

конце концов двигать планеты могли ангелы...), но движение Земли требовало

в их представлении движителя, а его не было. Для Коперника же с его

буридановским пониманием инерции, сколь смутным оно ни было, такой

движитель не был нужен!

Существенно важна была новая идея Коперника — параллельного перемещения

оси вращения Земли в течение года, так как она правильно объясняла времена

года и климатические пояса. Правда, Коперник усложнял объяснение из-за

незнания законов механики.

Для успеха своей аргументации Копернику очень нужно было возродить

упоминавшееся выше утверждение, что расстояние от Солнца до Земли

совершенно ничтожно сравнительно с радиусом сферы неподвижных звезд. Этот

аргумент, как мы помним, выдвигался еще Аристархом Самосским, но Архимед

формально отводил его из-за неудачной в математическом отношении

формулировки А между тем именно он делал понятным отсутствие зачетного

параллакса у звезд. Действительно, мы хорошо знаем, что когда мы двигаемся,

близкие предметы сильно смещаются относительно далеких, а более

далекие—мало и тем меньше, чем они дальше; это и есть параллактическое

смещение. Глядя из окна движущегося поезда, мы наблюдаем как бы вращение

всей местности вокруг далекой точки на горизонте так, что самые близкие к

поезду предметы проносятся мимо с большой скоростью, а далекие кажутся

неподвижными. Однако неподвижность для невооруженного глаза не означает

неподвижности, если рассматривать явление в бинокль или в телескоп. Но

звезды так далеки от нас, что даже движение Земли вокруг Солнца не

отражается во взаимном расположении звезд, если их наблюдать невооруженным

глазом или несовершенными угломерными инструментами античности и

средневековья и даже более позднего времени, когда звезды наблюдались с

инструментами все более точными, а затем и с телескопами. (А то, что

параллаксы звезд упорно не поддавались обнаружению, не переставало

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты