Копернику возможность для продвижения вверх в церковной иерархии.
Но не это увлекает Коперника. Хотя в университете в Болонье он
записался студентом на юридический факультет, все его интересы были
сосредоточены в области астрономии, математики, древних греческих авторов.
“В Болонском университете Коперник нашел выдающихся профессоров, имена
которых в наши дни полузабыты, но главным фактором научного воспитания
великого астронома был, вероятно, высокий научный потенциал в
университетских городах тогдашней Италии”[4].
В 1497 г. Лукаш Ватценроде добивается места каноника для своего
племянника (его избирают заочно). Значительно меняется материальное
положение Коперника, так как доходы каноника вармийской епархии высоки. В
1498 г. к Николаю Копернику присоединяется его старший брат Андрей, тоже
вармийский каноник. Молодые братья, свободные от уз, налагаемых церковным
саном, ведут образ жизни, свойственный молодым людям, и канониковских
бенефиций им иногда не хватает. Известно, что впоследствии он нередко и с
любовью к делу врачевал больных.
В самом начале 1506 г. он возвращается на родину, чтобы больше не
покидать ее, и вступает фактически в капитул вармийских каноников, со всеми
вытекающими отсюда обязанностями. Годы учения, годы странствий кончились.
Каковы же были обязанности Коперника? Можно с уверенностью утверждать,
что для него исполнение церковных требований и служб могло быть
необязательным. Можно далее утверждать, что сам Коперник их не исполнял и
даже, по-видимому, не имел права исполнять, так как не носил
священнического сана. Чаще других на каноников возлагались различные
административные, хозяйственные и политические поручения, нередко
длительные и нелегкие.
Местопребыванием вармийского капитула был город Фромборк с его
великолепным собором, расположенным на берегу залива Фришгаф. Н. Коперник
очень скоро покидает Фромборк. “По вызову Кукаша Ватценроде он в 1507 г.
переезжает в епископскую резиденцию в замок Лидзбарк, где и проводит
последующие 5 лет в роли врача своего дяди вплоть до смерти последнего в
1512 г.”[5]
В эти годы появляется первое печатное произведение Коперника — совсем
не астрономические «Нравственные, сельские и любовные письма» Феофилакта
Симокатты, византийского историка VII века. Коперник перевел их с
греческого на латинский язык, доказав на деле, насколько хорошо он овладел
греческим языком. Конечно, в научном отношении сентиментально-буколические
письма Феофилакта интереса не представляли, но соответствовали
гуманитарному образованию капитула и епископа вармийского. Вероятно, именно
по совету дяди он и опубликовал свои переводы в 1509 г. при посещении
Кракова.
Коперник приехал в Лидзбарк зрелым 33-летним человеком. Он был
всесторонне образован—гражданское и каноническое право, медицина, греческие
и латинские авторы, математика и прежде всего астрономия. В ту пору так
было возможно! Но, быть может, еще более важным было то, что в годы
странствий он общался со множеством знающих талантливых людей, окунулся в
атмосферу подлинно научного обсуждения множества важнейших вопросов и как
раз в ту пору, когда католическая церковь довольно благодушно смотрела на
такие вольные рассуждения, не усматривая пока в них угрозы своему
авторитету. В отдаленную Вармию Коперник принес с собой новые знания и дух
Ренессанса. Он принес с собой скепсис в отношении космологических
построений великого эллинистического астронома — Птолемея, но ни у кого из
общавшихся с ним астрономов он не заимствовал ничего положительного,
созидающего новую теорию—по крайней мере ни от кого из известных нам.
Казалось бы, что у своего дяди, в Лидзбарском замке, он располагал
достаточным временем для научных размышлений. Но это было не совсем так!
В те годы Пруссия была ареной больших раздоров между Польским
королевством и Тевтонским орденом. “Прошло столетие после того, как при
Грюнвальде литовские, польские и русские полки наголову разбили рыцарей
ордена. На Вармию и прилегающие к ней области Прибалтики суверенитет
польского короля распространялся, но орденские руководители, опираясь на
свои замки и отряды подвластных им рыцарей, не переставали разорять
северные области Польши набегами и грабежами”[6]. Они все еще назывались
«крестоносцами» и имели полную возможность плести свои интриги при папском
дворе. Польскому королю—хотел он или не хотел—приходилось с ними считаться,
а передовым представителем польской короны в Пруссии был не кто иной, как
умный и властный епископ вармийский, Лукаш Ватценроде. Коперник же был не
только врачом, но и секретарем у своего дяди, сопровождая его везде и
всюду.
А Ватцепроде с жаром защищал интересы Польши. Так, например, он
выступал с таким предложением. Раз в Пруссии уже все обращены в
христианство. Тевтонскому ордену нечего больше там делать и потому нужно
переселить орден в Подолию, где он будет, воюя с турками,
обращать их в христианство. Когда это предложение не прошло, он задумал
преобразование Вармии в архиепископство. Тогда он подчинил бы себе все
епархии, в том числе и находящиеся во владениях ордена. Но и этот проект не
осуществился из-за несогласия папы, внявшего протестам ордена,
К концу жизни Ватценроде, а умер он на руках племянника в родном ему
городе Торуне в 1512 г., отношения между Польшей и Тевтонским орденом
нормализовались, но затем вновь обострились до открытых военных
столкновений, осады городов, в частности Фромборка и Лидзбарка, и разорения
местного населения, их сел и деревень. С осени 1516 до конца 1521 г.
Коперник, находившийся в расцвете своей зрелости, несет разнообразные
административные, дипломатические, хозяйственные и даже военные функции
(руководит обороной Фромборка и Ольштына). К этому же времени относится
составленная им для сейма (в 1519) записка об улучшении монетного обращения
в Пруссии и смежных с ней районах — «Соображения о чеканке монет». Хотя
непосредственное эффекта эта записка не имела, но спустя семь лег в у <азе
короля Сигизмунда, вводившем новую монетную систему, повторяются почти
дословно мысли коперниковской записки. И в последующие годы Коперник еще и
еще раз выступал на сеймах все по тому же вопросу монетного обращения, в
котором он приобрел репутацию знатока.
Но годы идут. В 1533 г. Копернику исполняется 60 лет, он еще выполняет
отдельные административные и ревизорские поручения по Вармийской епархии.
Все больше склоняется он к врачебным делам, в которых снискал себе широкую
известность.
Астрономические работы не отнимают больше у него много времени, они давно
завершены, и Николаю Копернику остается теперь подвести им итог, создать
лебединую песню, если прибегнуть к поэтическому образу, и реально заложить
фундамент новой астрономии, если воспользоваться техническим выражением.
2.ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
Что же сделал Коперник в астрономии? Сейчас это знают все образованные
люди, начиная со школьного возраста, и, может быть, поэтому грандиозность
содеянного Коперником теряется в прозе обыденных и привычных знаний. В
настоящей статье я хочу представить круг идей и доказательств
коперниковской астрономии в свободном от заученных фраз и представлений
виде.
Звездное небо со всеми его красотами было доступно для созерцания
тысячи лет назад в той же мере, как к сегодня, а наши отдаленные предки
пользовались этой' возможностью гораздо больше, чем современные нам ж1пели
городов и сел, более того, они изучали его, поэтому что это было
необходимо—для учета времени, для движения караванов, для мореплавания...
Так мало помалу возникла древнейшая из наук—астрономия. В разных странах
это произошло в разное время, приблизительно за 10 веков до нашей эры.
Уже в ту пору хорошо знали, что небесный свод со всеми находящимися на
нем звездами вращается как единое целое, что по нему, двигаясь с запада на
восток (так называемое прямое движение), перемещается Луна, завершая свой
оборот за один месяц. По нему же, уже более медленно, движется Солнце, из-
за чего вид звездного неба медленно, с равным году периодом, меняется: одни
созвездия исчезают в лучах дневного светила на западе, а другие появляются
на востоке перед утренней зарей. Это значит, что Солнце движется среди
звезд с запада на восток, т. е. тоже прямым движением. Путь Солнца среди
звезд совершается по большому кругу небесной сферы, который получил
греческое название «эклиптика».
Наконец, среди звезд, как бы закрепленных на небосводе неизменно и
неподвижно, было отмечено присутствие звезд блуждающих, названных
«планетами». Их было тогда известно пять—Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и
Сатурн. В отличие от Солнца и Луны, перемещение плачет среди звезд не было
простым—они двигались и прямым и попятным движением, описывая зигзаги и
петли. Но и в сложных их движениях замечалась периодичность.
В середине первого тысячелетия до н. э. уже были накоплены
многочисленные наблюдения положений планет на небе (их угловых координат,
отнесенных к эклиптике), а еще раньше была определена продолжительность
таких важных для человечества циклов, как год, месяц, а также повторяемости
явлений у планет. Назревала пора дать всем этим чисто эмпирическим фактам
теоретическое объяснение.
3.РОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
Мы видели уже, что к этому он был вполне подготовлен.
Однако всю жизнь он оставался одиночкой, наедине со своими идеями, в то
время как вокруг продолжала господствовать все та же антично-средневековая
астрономическая традиция.
Никто из тех, с кем сталкивался Коперник за годы своей творческой
научной деятельности на родине и в Италии, не был ни автором новых идей, ни
даже их сторонником. Как мы видели выше, преподавание астрономии в Кракове
Брудзевским и Яном Шеллингом шло целиком в русле идей древних—о полной
неподвижности Земли. “В Болонье Коперник находился в тесном контакте,
скорее как товарищ, а не ученик, с Доменико Мариа да Новара (известн в
своих кругах астрономом), много более старшим, работавшим в области
практической астрономии и, по-видимому, далеким от теоретических
вопросов"[7]. Мог он еще встретиться в той же Бролонье или в Ферраре с
Челио Кальканьини (1479— 1541), который двадцать лет спустя (около 1525 г.)