в данном случае сознание является идеальным свойством наиболее высоко –
организованной системы, её оболочкой – общество. В той связи подчеркивается
социальная природа сознания. 4)Общенаучная концепция в данном случае
природа сознания связана с отражением и информацией. Отражение – в плане
того, что оно является универсальным свойством, то оно как бы включает в
себя сознание, а сознание возникает на основе усложнения форм отражения. От
простейших к более сложным. Сознание является высшей формой отражения.
Отражение является составной, центральной частью движения Отражение есть
способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах
особенности взаимодействующих с ними систем. Каждая из взаимодействующих
систем, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения,
оставляет тем самым определенный «след» в той системе, на которую
воздействует и как бы запечатывает себя в результате этого воздействия.
Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и
основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное
своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой,
живой и социальной материи. Развитие форм отражения материи рассматривается
как генетическая предпосылка возникновения сознания. Отражение есть обмен
свойствами между взаимодействующими объектами, а точнее обмен информацией.
Информация имеет 3 основных элемента. 1) Связан с восприимчивостью объекта,
его способностью воспринимать признаки др. объектов. 2) Связан со
способностью объекта к синтезированию полученной извне информации. 3)
Связан со способностью к передаче синтезированной информации к др. объекту.
Качество информации определяемое 3-м пунктом. 1) Т.о. понятие отражение и
информации однопорядковые 2) Понятие информации конкретизирует понятие
отражения. 3) Из понятия информации вытекает понятие коммуникабельности
объекта.
Структура и формы сознания.
В Ф. проблема структуры рассматривается следующим образом: в сознание
существует пассивная, т.е. зеркальная сторона, т.е. простое отражение,
копирование действительности. Сюда же входит отражение как обучение. 2-я
сторона – акивная, преобразующая, творческая сторона сознания. Сознание не
только отражает ми, но и творит его. В этом случае преобразование или
отражение мира в сознание происходит путем его обобщения в понятиях.
Понятие идеи – по сути дела все это есть опережающая информация данная
человеку путем сознания. В понятиях идеях – внутренняя энергия мира.
Сознание является идеальным свойством человека, организующим всю его
структуру. В то же время существует и проблема структуры самого сознания, в
более детальной конфигурации, организующим элементом всей структуры
сознания является мысль или мышление.
Сознание и язык
Структура сознания подразделяется также по основанию его носителя. В этой
связи выделяются следующие формы сознания. 1) Индивидуальное. 2) Групповое.
3) Национальное. 4) Классовое. 5) Сознание конкретного общества. 6)
Сознание всего человечества. В данном случае сознание определяется как дух,
выраженныйй в таких формах как 1) мораль. 2) религия. 3) наука, Ф. и
искусство (эстетика). Внутренние формы сознания подразделяются на 3 вида:
1) Пассивные формы (память и т.д.). 2) Полупассивные (взгляды, интересы).
3) Активные формы (истина, вера). Связующим звеном системы сознания
является мысль или мышление. Сознание не только обладает сложной внутренней
структурой, но и само существует в сложной психической структуре. В этой
связи понятие психического шире, чем сознание. Сознание является высшей
частью психики. В какой структуре существует сознание ? 1) Биологический
инстинкт. 2) Социальный инстинкт. 3) Доопытные интеллектуальные способности
человека. 4)Воля. а) воля активнее сознания. б) воля выступает связующим
звеном или организующим звеном всей психической структуры включая сознание.
Воля по отношению к сознанию выражается прежде всего в степени
напряженности мышления. В этом заключено качество сознания, его
эффективность. 1) Это проявляется прежде всего в активной памяти. 2) В
устойчивости интересов человека. 3) В поиске истины в стремлении к красоте.
Функции и типы языков
Язык является обобщением действительности выраженной в понятиях и
операциях с понятиями. Т.о. язык является материальной оболочкой сознания,
материальным его потребителем. Это относится и к речи и к письму и к
электронному (машинному) языку. Сущность связи сознания с языком выражается
в том, что сознание первично как идеальное свойство человека. Язык
вторичен, как материальный носитель сознания, т.е. сознание первично,
материя вторична в этом и заключается суть идеализма. В то же время
существует проблема первичности языка по отношению к сознанию. Существуют 3
основных правила языка: 1) прежде чем сказать подумай. 2) думай когда и
что говоришь. 3) не говори все то, о чем думаешь. Вопрос о функциях языка.
Несмотря на то, что язык вторичен по отношению к сознанию, он универсален и
уникален. Эта универсальность проявляется в его функциях и типах. 1) Язык
является внешним выражением сознания, т.е. первейшее значение в языке имеет
его форма (качество формы). 2) Язык является средством передачи сознания,
т.е. определенной информационной оболочкой. 3) Язык фиксирует, закрепляет и
увековечивает сознание. 4) Язык систематизирует, организует и
классифицирует сознание. 5) Язык выполняет ф-ию общения между людьми.
Сознание и язык неразрывно связаны друг с другом и вместе выражают одну
материально-идеальную систему. Существуют 2 основных типа языков:
естественный язык, выраженный в устной речи и в форме письма и
искусственный язык, символический и технический.
Проблемы возникновения и природы человека.
Проблема человека является в целом комплексной: изучается не только Ф.,
но и всеми остальными науками. Эта проблема является центральной для
современной Ф. В рамках многих ф-ких школ вопрос о человеке считался
основным вопросом Ф. Если в др. ф-ких школах основным вопросом являлся
вопрос о соотношении материального и духовного, то в других школах
обоснование тезиса о том что человек является основным вопросом Ф. связан с
тем, что человек есть реальный синтез материального и духовного. В этой
связи многие философы представляют человека главной ф-кой проблемой. Когда,
при каких причинах возникает человек? Этот вопрос главный в Ф. В то же
время существует обоснование, что человек как существо наделенное
сознанием формируется приблизительно 60-70 тыс. лет назад. Человек
возникает в нескольких точках планеты одновременно, включая Азию, Африку и
Америку. В тоже время существует противоположное мнение, что человек
возникает в одной точке планеты. Оно связано с существованием
энергетической точки планеты (Тибет). Затем люди расселяются по планете. С
т.з. одного объяснения "Дарвинизм" -человек возникает в результате
эволюции. Данное положение имеет один недостаток: почему животные обладают
предпосылками сознания, но не развиваются как сознательные существа.
Противоположное объяснение заключается в том, что сознательное существо
возникает скоротечным (революционным) путем в результате особого стечения
обстоятельств, т.е. как и сама жизнь в целом, так и возникновение
сознательного существа является результатом творчества всей вселенной,
поэтому можно говорить о двух источниках природы человека. Что касается
внутренней природы человека, то на это указывают обстоятельства: 1) Человек
единственное из всех животных которое постоянно совершенствуется (т.е.
человек абсолютно открытая система). 2) Человек постоянно подчиняет себе
окружающую действительность и расширяет среду своего подчинения. Это
указывает на универсальную творческую сущность человека. Что касается
земной природы человека: 1) социальное в человеке является первичным, а
биологическое находится в подчинение у социального. 2) биологическое в
человеке это особенное биологическое, несравнимое с биологическим у
животных, т.е. др. химия и биологические процессы чем у животных. Сущность
человека есть совокупность социальных ценностей. Каждый человек отражается
в понятиях современного человека. В этой связи структура общества
представляет из себя троичный уровень связанный с : 1) с естественными
природными отношениями. 2) социальными отношениями, поэтому сущность
человека связана с данной троичностью, которая и обуславливает то, что в
человеке вырабатывается духовное начало, которое в своей структуре также
троично : 1) Чувство долга и ответственности. 2) Религиозность. 3) Вера и
любовь-Искусство
Данное духовное начало является изначальным. В то же время такие начала,
как наука Ф., теология и др. указывают в большой мере на космическую
природу человека.
Природа и сущность человека.
Проблема человека есть важная проблема ф-фии. Еще греки поняли, что
человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако
тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован. Прошли
тысячелетия, а человек остался для себя загадкой. Что есть человек?
Существо, наделенное сознанием? Но вопрос о надчеловеческой природе
сознания не только не снят, но лишь на новом уровне поднят
естествоиспытателями XX в. Существо социальное? Но социобиологи утверждают,
бегемот якобы так же социален, как и человек. А может быть у человека
вообще нет природы, и каждый индивид есть невыразимая уникальность — то
«что сам из себя делает»? Философское учение о человеке, представленное
множеством идей и концепций, называется ф-кой антропологией. Оно зародилось
в древности, но не всегда и далеко не во всех ф-ких течениях занимало
центральное место. Современная ф-фия антропоцентрична. Антропологический
поворот характерен для западноевропейской ф-фии XIX—XX вв. Представленные в
мировой ф-фии определения природы и сущности человека можно
систематизировать по-разному. Остановимся на варианте, разграничивающем три
подхода: 1) субъективистский (человек — это прежде всего его внутренний,
субъективный мир); 2) объективистский (человек — продукт и носитель
внешних, объективных условий его существования); 3) синтезирующий (человек
— единство внутренней субъективности и внешней объективности).
Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13