Философия (лекции)

экономика; — возникает правовое государство (власть юридического закона,

разделение власти). 2) На первое место в духовной жизни выходят права и

свобода человека. 3) В обществе возникают такие свободные сферы как, сфера

личной и частичной жизни. 4) Впервые возникает идея общественного прогресса

как постоянного обновления всех сфер жизни общества в особенности

экономики. Впоследствии этот процесс определяется как модернизация. В этих

условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами

науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей

развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим

воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана

с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу

сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории

общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно

становится теорией познания или гносеологией.

Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они

вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает

Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача

создания эмпирической теории познания. В свое время Аристотель разработал

начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель создает теорию

простой индукции (методика перечисления фактов), которая заключается в

необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон формулирует

новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и

обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы

всей культуры человека. Является главным средством решения социальных

проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”.

1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки)

методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в

себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; -

методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3

таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций;

3) таблица сравнения.

Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной

теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода

является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником

познания является имперический метод, у Декарта не является источником

познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и

подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является

составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются

факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть

слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит

свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование

есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше

мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь

теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем

сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух

взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания

индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а

органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания.

Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений,

мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала,

т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3)

Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это

полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.

Ф. Дж. Локка. Главная работа “опыт о человеческом разуме”. Главная

заслуга Локка в ф. определяется его социальной ф., в области ф.

естественного права человека, т.о. Локк обосновывает впервые естественное

право человека на жизнь, которое должно быть гарантировано не только

конституцией, но и всей политикой государства, в том числе и экономической

жизнью, целью которой является решение проблемы связанной с материальными

условиями жизни человека. Решение проблемы голода. Право на свободу слова и

печати. Право на собственность (на частичную собственность, право на

результаты своего труда, право на свои профессиональные способности).

Основой свободы человека в обществе является решение проблемы правильного

сочетания личного, частного и общественного интересов. Философские

принципы естественного права Локка были реализованы в создании конституции

США, в которой реализовалась главная идея Локка: стабильность человеческой

жизни, поэтому американская ф-фия самая стабильная в мире.

Общие особенности немецкой классической ф-фии.

Временные рамки: последние два десятилетия 18в. и трех первых 19в. За 50

лет была создана классическая ф. В этой связи можно отметить, что во всей

истории ф. существовала два классических периода: греческая и немецкая. В

истории существовало два выдающихся мыслителя и систематизатора: Кант и

Гегель. Обе формы идеализма в рамках классической ф. достигли высших форм

развития. Данная ф. отличается максимальной степенью обобщения

действительности. Это самое абстрактная ф. Отличается в тоже время строгой

теоретичностью, в особенности произведения Гегеля. Основные заслуги

Германской ф., заключаются в создании классической теории: - теория

развития (диалектика); - теория познания; - этика; - эстетика Гегеля.

Немецкая классическая ф. была представлена большой группой достаточно

сильных мыслителей: Фейербах, Вольф, Лессинг.

Ф-фия Канта.

Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория

происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта –

Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика.

Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого

разума”. Главной целью данной работы является исследование законов

человеческого разума, т.е. субъективной диалектики, Кант обосновывает, что

познание является главным видом человеческой деятельности, и данное

положение фундамент обосновывается. Познание связано с освоением всего

человеческого опыта конкретным человеком. С познанием связана возможность

отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем

человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные

возможности. Формирование личности связано с познанием, т.е. личность

формируется в процессе освоения человеческого опыта. Кант ставит вопрос о

диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти

понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания.

Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не

объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект,

обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта, в

свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Здесь

выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания. Здесь имеется в

виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность,

любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный

(трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки как

чувство пространства и времени, чувство дома и т.п. Одним из важнейших

вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о

критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного

познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием

познания является практика, связанная с преобразованием человеческого

разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого

разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и

понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии

всего человечества, идея бога и др. идеи. Идеи и являются границей

познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания. В тоже

время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно

с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные

объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир, существующий

за пределами идей, как мир противоположный человеку, мир непознанного.

Ведущие идеи являются источником и основой веры.

Ф-фия Гегеля.

Выразителем завершения и окончательного оформления немецкой ф-фии был

Гегель. Он создает систему объективного идеализма. В этой связи отметим,

что в ф-фии было две системы объективного идеализма: 1)Платон 2)Гегель

«Феноменология духа», «Наука логики» — работы Гегеля. 1-я работа

посвящена онтологии (структуре мира). 2-я – теория развития, диалектика.

Кант исследовал …, т.е. субъективную диалектику, то Гегель ставит проблему

исследования всеобщего духа, объективной диалектики. Основа всей

реальности — объективная диалектика, Гегель призывает верить во всеобщий

дух и обосновывает существование всеобщего разума: бесконечностью

человеческого мышления и саморазвитием понятий. В основе учения Гегеля

лежит учение об абсолютном разуме, который и является источником всеобщего

развития, поэтому центральной идеей системы Гегеля является идея развития.

Развитие носит двусторонний характер, определяется двумя встречными

движениями: с одной стороны развитие идет от абсолютного разума к природе и

от природы к обществу с др. стороны от понятий к ф-фии, которая должна

включать и данные всех наук и религию, и нравственность, к абсолютному

разуму. Развитие в своей внутренней структуре противоречиво. В ф-кой

системе Гегеля всякое развитие заключено в триаде. Если движение есть

взаимодействие, то развитие есть триада: тезис, антитезис и синтез. В

системе Гегеля заложено внутреннее противоречие: Гегель считал свою систему

абсолютно завершенной, он считал, что это и есть конец ф-фии, с другой

стороны он провозглашал принцип всеобщего и постоянного развития, а в итоге

получается что данный принцип развития неприменим только к его системе.

Вывод: немецкая классическая ф-фия явилась завершением традиционного

идеализма, существовавшего со времен немецкой ф-фии, после греческой ф-фии

идеализм выражался в плюралистических, мелких течениях и не претендовал на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты