Философия (лекции)

человека, либо — нет. В первом случае под природой человека понимается

своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью — его

определяющее, ведущее, интегрирующее основание.

На главную роль в ф-ком человековедении претендует экзистенциализм —

течение субъективистского типа. Последователи ее считают, что она —

единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него

объекта. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е.

как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от

совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень.

Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей,

отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внимание на

духовном мире человека — его чувствах и настроениях, эмоциях и

переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого

бытия. Экзистенциализм привлек внимание к проблемам свободы, творчества,

активности человека, богатству его внутреннего мира, но справедливо

отмечено, что прожить на предлагаемом экзистенциалистами напряжении сил

«долго и массово» нельзя. В противоположном — объективистском — понимании

природы и сущности человека последний предстает как одно из множества

материальных образований. Ортодоксальные объективистские взгляды на природу

и сущность человека характерны для материализма и некоторых представителей

социобиологии человека. Для материализма человек — лишь физическое тело, а

его духовный мир — совокупность материальных процессов, которые можно

описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к

особенностям биологии, а именно — к предрасположенности человека как живого

существа к изменениям и поведенческой пластичности. Осмысливая «ритуалы»,

«этику», «эстетические чувства», передачу опыта из поколения в поколение у

животных и человека, социобиологи не находят между ними принципиальных

различий. И хотя ряд тезисов материализма и социобиологии остается

недоказанным, эти направления побуждают ф-фию человека более тесно

сотрудничать с естествоиспытателями в осмыслении биологических оснований

природы человека, которые далеко не раскрыты. Таким образом, мы

познакомились с образцами субъективистского и объективистского типа ф-ких

учений о человеке. В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим

позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900—1980). Он определяет

человека следующим образом: 1) он впервые является жизнью, которая осознает

сама себя; 2) он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем

мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причуда, он не

находится ни здесь, ни там; 3) человек — это животное, которое по сравнению

с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его

выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства,

удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык

и инструменты. Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между

двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным,

телом и душой, ангелом и зверем. Человек разрешает этот конфликт или

возвращаясь в своем поведении к животной жизни, или развивая в себе

человеческие силы, главным образом, разум. Разнообразие и

взаимодополнительность, различных течений ф-кой антропологии XX века

убеждают: проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к

ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диалог и

взаимообогащение различных течений ф-кой мысли. Завершая разговор о природе

и сущности человека, укажем на различия понятий «человек», «личность»,

«индивидуальность». Три уровня понятия ЧЕЛОВЕК: 1) человек вообще как

олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза

«человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный

человек и т. д.); 3) человек отдельно взятый как индивид. Понятие ЛИЧНОСТЬ

определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В

современной отечественной ф-фии, следующей традиции марксизма, личность —

это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к

социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность —

это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под

личностью понимается не «выдающийся человек», а сущностная характеристика

человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вообще,

личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это целостная неповторимость, самобытность индивида в

отличие от типичности, общности.

Структура и основные свойства человека.

Структура человека исследуется в 2-х направлениях 1) структура бытия

человека. 2) структура самого человека. Изначально была установлена двоякая

стр-ра человека: душа и тело. Затем была обоснована троякая стр-ра

человека: разум, тело, душа. Душа является ведущим началом, разум связующее

звено. В настоящее время стр-ра человека исследуется с новых позиций, с

позиций системно-структурного анализа, психоанализа, и др. В настоящее

время исследуется идеалогическая стр-ра человека (мозг) является основой

идеалогических, химических, психических, и других функций человека 1) соц

стр-ра человека. 2) психический уровень человека (уровень связанный с

сознанием человека). 3) уровень души, ее стр-ры и организации. 4) уровень

духовного в человеке связанный с чувствами долга, справедливости. Говоря об

универсальных св-вах человека можно выделить 3 свойства: 1) Нравственность.

2) Творчество. 3) Коллективность.

Смысл человеческого бытия.

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру,

всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое

человек,? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Имеет ли жизнь человека

какой-нибудь смысл? Если да, то что такое смысл жизни и в чем он состоит,

имеет ли он абстрактно-всеобщее содержание или представляет собой

уникальную характеристику жизни каждого человека? Многие философы отрицают

существование смысла жизни. Один из аргументов — утверждение, что человек —

лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь — обычный для всякой

органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем потоке

вечного хаотического движения. Для объективистов говорить о смысле жизни

человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня:

«Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о

первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах

существования индивида в его целостности, а тем самым о смысле жизни,

предназначении человека». Другой распространенный аргумент опирается на

убеждение, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть

смыслом человеческого бытия. Для многих мыслителей прошлого и современности

смысл жизни представляет собой предмет бесконечных и мучительных поисков.

Они воплощены в разнообразных выводах от неопределенно-пессимистических

типа: «мы в мире — как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен» до

однозначно-оптимистических: «Итак, смысл жизни заключается в ее добре...».

Что же такое смысл жизни? В отличие от других живых существ человек

осознает собственную жизнь. Отношение человека как сознательного существа к

своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни. СМЫСЛ ЖИЗНИ

— это осознаваемая ценность (ценности), которой человек подчиняет свою

жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Он носит

функционально-ценностный характер, возникает только для того, кто не

«просто живет», а рефлектирует, ощущает, что нужно жить для чего-то. Смысл

— элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека. В чем

состоит смысл жизни? К пониманию этого вопроса и, соответственно, его

решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно

взятого человека и человека как родового существа, человечества. В первом

понимании смысл жизни — элемент уникальной внутренней духовной жизни

индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих

систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для

всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях

и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла

жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека.

Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать

«окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.

Осознание индивидом цели и смысла жизни — сложный и длительный процесс.

Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их,

не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный

взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним происходит...».

Мера осознанности — один из показателей развития духовного мира личности.

Осознание смысла — это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению

тех ценностей, ради которых живет человек. Процесс поиска идет параллельно

с его реализацией, в результате которой и происходит переоценка ценностей,

переформирование исходных целей и смыслов. Человек стремится привести свою

деятельность в соответствие с ними или изменяет сами цели и смыслы. Вместе

с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его

поиски представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл

жизни. Они подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием

рефлексивной способности его мышления, формированием самосознания.

Исторически первой формой осознания проблемы смысла жизни стали религиозные

представления. В дальнейшем их спутницей и оппонентом стала ф-фия.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека

сохранила религиозная ф-фия. Она связывает смысл человеческой жизни с

созерцанием и воплощением божественного начала человека в вере, в

стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему

благу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты