безликим понятием. За этим понятием стоит самая общая теория
действительности, в которой заключены следующие вопросы:1) что такое мир в
целом. 2) Какова его структура. 3) Каковы основные формы его. 4) Существует
ли первопричина мира. 5) Существует ли основа мира. 1. Что касается вопроса
об основе мира, здесь имеется в виду определение того, что связывает
воедино различные вещи. В рамках ф-фии и науки существуют постоянные
попытки решения этого вопроса, но окончательного ответа как считается быть
не может в рамках ф-фии, только в рамках религии данный вопрос разрешается
. Его решение связано с идеей бога. ВС одной стороны некоторые считают, что
основой мира являются материальные обстоятельства, с др. стороны идеалисты
считают, что первооснова – идея, духовное начало, а в 3-х считается что
основа мира троично. Троичность определяется следующим. Это некая
субстанция, которая находится на стыке вещественности, полувещественности и
идеальности.
Структура и универсальные свойства бытия.
Структура мира объясняется с различных основания. Например, сточки зрения
движения структура действительности (мира) представлена троичностью
времени, и в то же время его единства в прошлом. Н, настоящем и будущем.
Структура мира также объясняется противоречием бытия и небытия, т.е
существует как бытие так и небытие. Небытие является частью бытия. Небытие
это: 1) это процесс утраты объектами или предметами своих основных свойств.
2) Утрата объектом соей сущности. 3) Превращение объекта в др. объект. С
т.з. реальности бытия, (с т.з. статики и динамики одновременно) бытие
выражается: 1) В бесконечном многообразии различных объектов. 2) В
бесконечности связи между объектами. 3) В бесконечности свойств объектов.
Т.о. в целом бытие – это не то что окружает человека. Бытие есть
центральная ф-кая категория для отображения целостности мира, но
представленного как конкретное бесконечное многообразие объектов со всеми
их связями и свойствами. Универсальные свойства бытия: Универсальное
свойство – это такое свойства, которое присущи всем объектам и которое
является постоянным. Универсальное свойство – это всеобщее свойство. В ф-
фии выделяются следующие универсальные свойства действительности: 1)
свойство качественности (определенности и конкретности, относительной
разграниченности. 2) Свойство оформленности, внешней выраженности, т.е.
каждый объект внешне оформлен. Внешнее оформление играет первостепенное
значение во взаимодействии между объектами. Форма и содержание имеют как бы
равнозначное значение. 3) Объективности . Это свойство, способность
взаимодействовать со всеми без исключения объектами. Это свойство
выражается в мировом законе всеобщей связи. 4) Структурность объектов (
системность и организованность). В то же время свойство
самоорганизованности не является универсальным ( это свойство характерно
для живой природы и части неживой природы). 5) Активность (энергетичность),
свойство движения. 6) Свойство времени. 7) Свойство пространства. 8)
Свойство отражения и информации. Вывод: Все эти свойства находятся в тесной
взаимосвязи, определяют целостность объекта и каждое из этих свойств
представляют фундаментальную проблему любой науки. В рамках ф-фии на основе
объяснений этих свойств вырабатываются наиболее общие ф-кие теории ( теория
систем, теория информации, теория пространства и времени и т.д.)
Основные формы бытия
1) С одной стороны существуют неизменные формы бытия (метафизическая
действительность): геометрич. Формы, математич. И т.д. и изменяемая форма
бытия, которая связана прежде всего с материальным миром, причем эта форма
находится в изменении. Сфера информации, сфера знаний. 2) Существует
материальная и идеальная форма. Существуют также синтетические формы бытия.
3) Выделяются как реальные формы так и гипотетические (представленные
только в сознании человека). К реальным формам относят: природу,
человечество, сам человек, биотехнический мир («вторая природа»), а также
это 3-я форма называемая экологической. В совокупности реальные формы бытия
составляют для человека 1-ю вселенную». «2-я вселенная» представлена в
гепотетических формах бытия (от сл. Гипотеза). Это также мировой дух,
неземные цивилизации, бог, мистическая реальность, духовная оболочка,
порождаемая единым человечество. Вывод: реальные и гипотические формы бытия
в совокупности представляют для человека мировой закон расширения
вселенной
Пространство и время
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности.
Принципиально важным во всех спорах стал вопрос; в каком отношении
находятся пространство и время к материи? По этому вопросу в истории ф-фии
спорят две точки зрения. Первую принято называть субстанциальной
концепцией: пространство и время трактовались как самостоятельные сущности,
существующие наряду с материей и независимо от нее (Демокрит, Эпикур,
Ньютон). Соответственно отношение между пространством, временем и материей
представлялось как отношение между двумя самостоятельными субстанциями. Это
вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера
протекающих материальных процессов. Пространство здесь — чистая
протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время — чистая
длительность, оно одинаково по всей Вселенной, и это течение ни от чего не
зависит. Вторую концепцию называют реляционной (от слова relatio —
отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали
пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы
отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. В наше
время реляционная концепция имеет естественнонаучное обоснование в виде
созданной в начале XX века теории относительности. Теория относительности
А. Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с
движущейся материей и друг с другом, фундаментальный вывод, следующий из
этой теории, гласит: пространство и время не существуют без материи, их
метрические свойства создаются распределением и взаимодействием
материальных масс, т. е. гравитацией. Сам А. Эйнштейн, отвечая на вопрос о
сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-
нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и
время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами
исчезли бы и пространство и время». Таким образом, согласно реляционной
концепции, пространство — это форма бытия материи, характеризующая ее
Протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во
всех материальных системах. Понятие пространства (протяженности) имеет
смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована.
Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на
предметы, а эти предметы — на элементы, связанные между собой, то понятие
пространства не имело бы смысла. Но материальный мир не просто состоит из
структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они
представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные
состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно
различных изменений дает нам представление о времени. Время — форма бытия
материи. выражающая длительность существования материальных систем,
последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе
развития. Понятия пространства и времени соотносительны не только с
материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражаются структурная
координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии
времени — координация длительности сменяющих друг друга объектов и их
состояний в одном и том же месте пространства. Из реляционной концепции
пространства и времени вытекает идея качественного многообразия
пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм
ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфичных форм
пространства и времени.
Понятие движения и развития и их соотношение
Диалектика и метафизика.
Понятие движения и развития в учебной литературе часто отождествляется,
что неверно. Движение – является одним из универсальных свойств
действительности, т.е. свойством , которое является постоянным во всех
объектах и процессах, поэтому данная категория является базисной ф-кой
категорией . Т.о. проблема движения является ф-кой проблемой, а не
физической. В этой связи развитие является одной из форм движения или
определенной частью движения. Все объекты находятся в движении, но не все
объекты изменяются, находясь в движении. Поэтому нельзя понимать под
движением изменение объектов. Изменение является одним из элементов
движения. В процессе движения определенные объекты сохраняют устойчивость,
постоянство и т.д. Например, неизменны всеобщие законы действительности,
геометрические формы, многие идеальные объекты. Неизменными являются основы
систем, сущности объектов. Т.о. проблема движения, рассматриваемая со
стороны устойчивости, неизменности, вечности, идеальности и единства
является выражением метафизического движения, т.е. метафизика – это теория
стабильности, теория неизменности, вечности и единства. Т.о. существенной
стороной движения является его метафизическое выражение. Любое движение
есть прежде всего взаимодействие, поэтому и метафизические объекты так же
находятся в движении, хотя они не изменяются. В этой связи не прав был
Аристотель (грец) когда утверждал, что метафизические предметы лишены
движения, т.е. Аристотель отождествлял движение с изменением. Развитие
является существенной частью движения и оно всегда связано с изменениями,
но не всякие изменения выражают развитие. Развитие – есть качественные
направленные, последовательные изменения объекта или процесса. Т.е.
Развитие есть логическое изменение. Развитие есть как бы заданное
изменение. Нельзя отождествлять развитие только с логикой совершенствования
объекта. У развития существует 2 основных вектора: вектор + и -. Вектор
прогресса + и регресса -. Т.е. существует 2 типа развития: прогрессивное и
регрессивное со знаком -. Напр. Развитие алкоголизма, в сторону распада (-
(. Развитие в сторону усложнения объекта (+). Т.о. ф-кое учение о развитии
– есть диалектика. Диалектика выражает 2-ю сторону движения (вторую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13