Философия русского космизма

Философия русского космизма

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Введение

Русский космизм является философским направлением с большими

традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также

учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само

существование “русского космизма” как философского течения даже в наше

время вызывает острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени

своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие

русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого

философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,

способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному

воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес

представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.

Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне

реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого

примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной

цивилизации.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в

том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и

продолжают сбываться.

1. Основные течения в философии русского космизма

1.1. Философско-религиозное течение.

1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции

"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и

человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно

древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос

(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде

"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.

Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты

личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И

мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут

рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир

биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его

хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" [2]. В этом

заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство)

Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного

платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется

иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях

земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть

только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается,

обоживается" [3]. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего

мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и

Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть

"космическая сторона христианства" [4]. У Флоренского, как впрочем и у

многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция,

история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся

история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,

растягивающийся в века". По моему мнению философия Флоренского - это

космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки

отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную

деятельность человека).

1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва

Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате

"Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для

разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная

полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он является как

ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное

мерило для признания разумной природы как чего—то условного и преходящего.

Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей

для разума. "Эта задача ... сводится к выведению условного из безусловного,

... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из

мира божественной сущности. ... связующее звено между божественным и

природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные

противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности

между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и

преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и

ничтожество" [5]. Следовательно, для человека необходимо найти место и

значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном

существе двуединство: "действующее, или производящее, единство

божественного творчества Слова (Логоса), и единство произведённое,

осуществленное..., - единство органического тела" [5]. Иначе говоря, первое

единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое единство, София)

- "начало человечества, ... идеальный или нормальный человек. И Христос, в

этом единстве причастный человеческому началу, есть человек, или, по

выражению священного Писания, второй Адам" [5]. Вечность Бога как Логоса и

действующего Бога предполагает вечность человечества, но не природного,

которое возникает на Земле в определённый период, а человека

умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе

всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и

действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке"

[5]. Он - всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира,

София. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в

абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин:

человеческой свободы и человеческого бессмертия.

Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической

жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен

всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является

отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого,

разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа

зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии,

"первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между

Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности,

соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается

единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда

происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое -

образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает

идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного

обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь

к достижению совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный

путь, который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни

природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе)

должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это

единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть

обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её

собственным делом" [5].

Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных

фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного

тяготения материя стягивается в великие космические тела, он завершается

созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого

организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным

Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа

перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного.

Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем

по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с

природой внешнего мира, человек является естественным посредником между

Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала

в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" [5].

Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к

нему лишь подчинением внешнему естественному закону. Подобно мировой душе,

человек, причастный к всеединству Бога, свободен захотеть иметь его как

Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или

отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа

отделилась от Него во всём бытии своём" [5]. Таким образом начинается новая

фаза уже не космогонического, а теологического развития, в процессе

которого человек проходит путь от астральных религий через солнцепоклонство

к фаллической, где, наконец, возвращается к своему собственному

материальному началу и высшее проявление мировой связи находит в сложном

единстве родовой организации жизни.

Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

1) Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира,

которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие -

это хаос).

2) Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной

природе (человек являясь посредником между Богом и материальным

бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность,

человек - устроитель и организатор вселенной.

3) В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы

(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых

моментов его эволюции и бытия.

4) Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как

гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое

мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым

Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и

преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова

В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров

провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты