выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для
Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то
катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует
приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума:
стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как
раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела" проект
"регуляции природы" [6]. Он включает некоторые конкретные предложения, в
том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор
применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об
управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми
источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей
планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением
беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому
пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с
трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу,
уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с
Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной
активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. "Борьба с
разъединяющим пространством" [6] для мыслителя - "первый шаг в борьбе со
всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над
пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем
преображённой, бессмертной, обоженой жизни может быть не только вся
Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и
материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные
создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым
сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях.
Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из
которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более
радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и
космического бытия, самой природы человека.
Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека
находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи
можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в
следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было
наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был
другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры
составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или
исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим
задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот
принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с
изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя
себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или
преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к
кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство,
произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо
регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая
как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.
Фёдоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью
("учение о воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении
живущих сынов для воскрешения умерших") [6]. Для Фёдорова "трудовое
воскрешение" является возможностью, вытекающей из духа христианского
учения. Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм, или всеобщий
синтез", которое затрагивает философские и этические подходы его учения.
Эта философия этическая и можно сказать сверхэтическая выдвигает приоритет
должного над сущим, зовёт к преображению бытия в благобытие. И предлагает
последовательно синтетический способ мышления и достижения высших целей -
это философия синтеза, "синтеза двух разумов (теоретического и
практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа), и,
наконец, "синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхой".
Подход, открывающий принципиально новые возможности науке и философии,
которые, по мнению Фёдорова, шли и идут преимущественно путём разделения,
расчленения, анализа. Этому Фёдоров противопоставляет путь воскрешения как
собирания, сложения, синтеза всего разъединённого и разложенного - от
знания до человеческого организма. Преобладающий сегодня аналитический тип
мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая
умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и
готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с
подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть
главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы.
Воскрешение же, напротив, - воссоединение простого в сложное целое,
предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого
необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому
основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении
противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли,
веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития, как я
считаю, человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне
закономерно, что эта идея является утопической.
Космос Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Этот
космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир
неразумия, "странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется,
назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения человека, так
как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты.
Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова
становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и его
(космоса) художественного преображения. "Регуляция природы" - это
христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам проект (в
измерении "реального дела") неизбежно и вопреки желанию самого автора
приобретает утопические черты. Россия претендует сейчас на включение в
мировое сообщество с единым типом хозяйствования и политического
устройства. Потери России на этом пути велики: распад единства страны,
отказ от высказанной ещё Фёдоровым геополитической задачи собирания земель
и народов, умиротворения ислама, углубление межнациональной и
межрегиональной розни, развал экономики, обнищание населения, утрата
национальных ценностей и задач. "Философия общего дела" убеждает в том, что
для того, чтобы выжить в будущем необходимо неуклонно восходить не только к
новому уровню комфорта и использованию природы, где скоро наступит предел,
а и в нравственном качестве, осознавая своё эволюционное предназначение.
1.2. Естественнонаучное течение.
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова
Философские и мировоззренческие представления Н.А.Умова во многом не
согласуются с традицией русского космизма. Космос Н.А.Умова - космос
физика, который свободен от антропоморфизма. Он указывает, что "несмотря на
прогресс естественных наук, антропоморфную точку зрения находим и у
современных мыслителей, отличающуюся от древней тем, что они переносят на
природу свойства своей более культурной личности. Это обстоятельство,
несомненно, указывает, до какой степени трудно избежать её человеку,
стремящемуся определить своё отношение к тому "Всё", которое подавляет его
своим величием и мощью" [7]. В общем представлении о космосе у Н.А.Умова не
содержится ни малейшего намёка на некие гарантии роста жизни, её
безудержной экспансии, и тем более человекоразмерности космоса. Космос
абсолютно равнодушен к жизни, к человеку. Весь смысл существования и
главная задача человеческого гения в одном: "Охранение, утверждение жизни
на Земле" [8]. Под сильным впечатлением русской революции 1905-1907гг., её
идей, Н.А.Умов приходит к убеждению об иллюзорности основных целей и
результатов революции. Самое главное, что вызывает у него сильное неприятие
- это идеи равенства и уравнительной справедливости, потому что весь смысл
эволюции живого заключён в неустранимом неравенстве, в его высокой
творческой продуктивности. Там, где равенство утверждается силой, там
прекращается развитие, прекращается всякая эволюция. По мнению Н.А.Умова,
русская революция ещё раз обнаружила существование двух моралей, одной -
традиционной (записанной в Евангелии), и другой - морали творческого
созидания. "Не в подрываемом человеческим творчеством лозунге "продукт
труда должен принадлежать обрабатывающему" кроется разрешение бедствий
человеческой жизни, а в увеличении человеческим творчеством богатств второй
природы, изменённого вне-человека, и в приобщении возможно большей части
рода человеческого к царству мыслей и воли" [8]. Активное и
последовательное неприятие христианства, его идеологии и ценности, принятие
духа открытости самого человеческого существования в чуждом, не поддающемся
человеческой мысли и воли мире - это указывает на отход Н.А.Умова от
традиционного русского космизма.
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного
В своей основной работе "Мысли дарвиниста о природе и человеке"
(1944г.) Н.Г.Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию
познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму
(ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует
антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой
деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и
природы. В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и