утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и
др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства
человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных
отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма
затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия).
Приключения атома" 1918г. и некоторых других.
На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так
называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит в
следующем: "Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от
человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной
деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах:
"Живая Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее
Земли и человечества" (1928г.), "Космическая философия" (1935г.) и многих
других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма
сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа:
"Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности
при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе
метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы
атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и
эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием
Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но
и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я
считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же
сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало,
субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией
Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому,
"есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное
есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная.
Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть
только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,
неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [13].
Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей
в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира,
образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей
Вселенной должны быть одинаковы" [13]. Это означает:
1) единство материального и духовного начал Вселенной;
2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее
отзывчивость и чувствительность";
3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической
эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии
души;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое,
и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц
вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы
космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на
отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по
Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя
бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов"
разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования
во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она
нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для
метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира.
"Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.
Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как
неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах
самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике
космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти
принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:
1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и
разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих
космические структуры разных уровней;
2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых)
структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти
процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может
убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без
первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию" [13]. По словам
Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для
первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.
Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне
Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше
космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и
энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства
причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не
могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других
сознательных" [13]. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и
отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1) "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
2) "смирение перед причиной";
3) "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";
4) "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".
Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях
Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она
- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее
существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте
"живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти
нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть
"сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение
сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут
повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не
исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и
нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,
могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во
временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход
к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является
очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода". В соответствии с
идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.
Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела,
ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт
нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего
несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему
неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества по
Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько
десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества
по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность
- очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры
человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики
в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое.
Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего
предполагать не можем" [13].
Современный космизм представляет собой программу становления
человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как
перспективный вариант осуществления такой программы.
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного
мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого
и неживого, человека и Космоса, психического и физического является
основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований.
Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой
становится для Чижевского основным методом научного познания природы.
Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот
период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии,
эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из
которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания.
Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы
Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином
правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные
законы.
Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате,
единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих философов ионийской
школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у
Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон [1]. Чижевский
видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной
единице вещества - электроне. "Материальный мир есть арена
последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-
электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий нас мир
животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём
этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу -
живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало того, что
учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её