Философия (Шпаргалка)
1,2.Мировоззрение.Его историч.типы.
Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и
раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это
понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро,
красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм)
ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В
мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-
эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений,
восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-
я(действительность через призму законов).
Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов,
в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология- самая первая форма
осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф
воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности
предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия- это форма общ-го
сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном
представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного
или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у
религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Философия(с греческ. “любовь к
мудрости”)- это учение овысших принципах действительности, о первых началах
бытия, учение о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы:
1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о
бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы).
5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном).
7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях).
9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он
живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая
эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо
представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и
ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно
играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или
как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-
способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из
основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-
теоритическое ядро М.
Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем
или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания
стили мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы
данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является
ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по
своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим
или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: М.
буржуазии когда она противотояла феодализму было сначала прогрессивным,
после утверждения у власти буржуазия и ее М. Становится консервативным или
реакционным.
3.Осн.проблемы фил-ии и их природы.
Осн.проблемы: отношение бытия к мышлению; отношение физич.к психическому;
отнош.материальн.к идеальному; отнош.духа к природе; отнош.субъективного к
объективному. Все эти проблемы явл.составными одной большой проблемы -
отношения бытия и сознания. Гносеологическая необходимость постановки этих
проблем (гносеология - учение о познании) заложена в реальном отношении
человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и
поведения предполоагает разграничение субъективного и объективного,
сознания осознаваемых вещей. Эти проблемы вырастают из повседневной жизни
людей, из практики. Есть две стороны этих проблем: гносеологическая
(возможность в наших понятиях и представлениях о действительном мире
составлять верное представление о действительности) и онтологическая
(вопрос о первичности духа или материи). Т.е.осн. проблемы философии
возникают из полемики между сторонниками различных течений по поводу этих
основных вопросов (гносеология и онтология).
4.функции философии и ее ориентация на соц.ценности.
Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого
ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном
исследовании и в историческом познании, и в повседневной
производственной и политической деятельности. Основные ф-ции: 1)
синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей
определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта; 2)
обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей
методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая
наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные
понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или
менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не
занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность",
хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются
предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие
связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются
категориями (см. глоссарий). Основной вопрос: Основные задачи или
проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и
внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
5.Соотнош.философии и науки, фил-ии и политики.
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и
знаний. Философия как особый способ духовного освоения мира, есть
теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма
теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что она
выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской
деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе
и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая
исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение;
философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных
исследований. Политика- деятельность связанная с отношением между классами,
нациями и др.соц. группами, ядром которой явл.завоевание, удержание и
использование государст.власти. Политика явл.надстройкой над экономическим
базисом. Философия как наука использует научные методы и подходы в изучении
и познании внешнего мира. Частные науки явл.одним из методов познания с
практической стороны и предоставляют философии к5онкретные результаты и
опыт для дальнейшего развития философской мысли. Такие науки как математика
и логистика (составляющие логики) явл.неотъемлемой частью философии и
представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте,
Гегель). Политика как одно из общ-ых явлений также входит в сферу
философского анализа и исследования, поскольку общество - один из
осн.объектов извечных философии. Философия пытается постичь реальность
полностью, а поскольку общ-во явл.одной из неотъемлемых составных
реальности, то и все общественные процессы (в т.ч.политика) становятся
объектами ее исследования.
6.особенности философии др. Востока.
ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем
центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя
цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих
цивилизаций. Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от
меди к железу) 2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей
4.первое гос-во 5. духовная жизнь. В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся
"эпохой брожения умов". Ф. возникает в Индии как критика брахманизма.
Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое
учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное
и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды -
первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки
канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки
("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады
("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для
древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности
чел. и окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом
3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из
жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все
три уровня - "атман" В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой
борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые
Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая хар-на опора на священные книги -
"пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы - первые критики мифологиии,
подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг
упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два взаимодополняющих
начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци-нематериальная
субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время
существования 6 классических школ. Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв.
до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного
совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных
медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей
эры буддийская религия терпит поражение.
7. Космоцентризм древнегреческой Ф.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет
культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина
мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос
охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он
замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот
- все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему
возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают,
что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы
кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие